Декоратор Катя Гердт о любви к французской классике, mid-century, и шинуазри, а также об искусстве в интерьере.
Катя, расскажите, в каком стиле вам сейчас интересно работать, что изменилось за последний год?
Я никогда не работаю с «чистым» стилем, мне нравится и французская классика, и mid-century, и многое другое. Французские исторические стили я понимаю и знаю лучше. А вот mid-century сначала было не очень «моим», но потом полюбила его и стала получать огромное удовольствие от выбора этих вещей. Теперь как рыба в воде ориентируюсь в галереях, которые специализируются на предметах этого времени, ищу новые места, и это неожиданно стало таким же органичным для меня, как и любимая неоклассика.
Что самое важное в работе, команда или личность руководителя?
Все больше убеждаюсь на собственном опыте, что команда очень важна. И когда, например, к нам снова и снова приходят с новыми проектами старые заказчики, это говорит прежде всего о качестве нашей команды. Процесс работы над проектом бывает не только радостным, но и довольно нервным, и то, что люди приходят к нам снова, самый лучший комплимент команде. Ведь это как поставить спектакль: режиссеру, также как и дизайнеру, нужны и актеры, и художники, и композитор. С моими коллегами — Машей Рябининой и Аней Чикуровой мы четко распределили обязанности и фронт работы, что дает эффективный результат. У нас даже выработался свой птичий язык, на котором мы понимаем друг друга с полуслова. Подобное взаимопонимание — большая редкость, которую я очень ценю.
Куда вы отправляетесь за новыми впечатлениями и предметами для своих проектов?
К моему старому и неизменному месту прогулок и впечатлений — Парижу, прибавился еще Брюссель и Берлин.
Брюссель — моя вторая любовь. В Берлине мне не хватает европейской красоты, и поэтому он мне не так близок визуально, но там своя особая жизнь и своя энергия. Именно здесь я встретила и полюбила шинуазри, со всеми лакированными комодами, мыльным камнем и позолоченными ширмами, о которых раньше мне в своем обиходе и подумать было нельзя. Но время идет и взгляды меняются, посмотрев интерьеры Шанель, я сумела понять уникальность и невероятную красоту этих вещей, причем не на уровне моды, а на уровне чувства. Главное, соблюсти меру. Это одно из абсолютно необходимых условий любой работы — соблюсти чувство меры. И если оперировать предметами с этим чувством, то интерьер приобретет индивидуальность, становится личным.
Как вы выбираете искусство для ваших проектов и насколько важно, чтобы на стенах висели работы настоящих художников, а не постеры?
Я считаю, что любой интерьер создается для того, чтобы повесить на стены картины, сделать его живым и индивидуальным. У меня был такой случай, когда выяснилось, что заказчики не любят картины и предпочитают, чтобы на стенах висели только фотографии, в тот момент как-то сразу опустились руки.
В театре им. Образцова есть спектакль «Божественная комедия», где Бог оживляет Адама. Лежит кукла, и артист, играющий Бога, делает ей искусственное дыхание, вдыхает жизнь, и кукла оживает. Также надо вдыхать душу в дом, принося в него искусство.
Для меня квартира, дом — это живой организм, а не бездушный «интерьер», в него также надо вдохнуть душу.
Живое пространство состоит из огромного количества самого разнообразного быта и следов жизни, и если это будет «вылезанный» интерьер, модный эрзац, то получится не дом, а экспозиция.
Как организовать процесс работы над проектом, чтобы результат радовал и заказчиков, и дизайнера?
Когда человек приглашает декоратора или дизайнера, то очень важно, чтобы он был готов ему довериться. Это как с врачом, если ты не доверяешь специалисту, бегаешь и проверяешь, сомневаешься в правильности происходящего, то результата хорошего не будет. Так же и здесь. Без доверия из проекта уйдет драйв. Поэтому так важно найти своего человека!
На какое-то время ты выбираешь себе спутника, с которым будешь проводить много времени, как минимум год. Мне в этом везет, я счастлива со своими заказчиками и работа доставляет мне радость. А тратить жизнь на споры о вкусах бессмысленно.
Над каким проектами вы сейчас работаете?
Дизайнер, как врач, должен хранить в секрете имена, даже если и хотелось бы их обнародовать, но это табу! Поэтому расскажу только в общих чертах. Сейчас мы работаем над очень интересным для нас проектом, большим домом, в котором будет смешение французского стиля и mid-century.
Сначала мы сформулировали с заказчиками общую идею, определились с тем, как пространство должно выглядеть, а теперь, пока идет стройка, собираем предметы по одному и получается практически ручная сборка. Процесс долгий, но безумно увлекательный и приятный. Недавно, например, нашли потрясающие, редкие бело-голубые фрески XIX века, которые определят настроение в спа-зоне.
Такие находки дают новый толчок процессу. Эта работа мне очень нравится, она составляет огромную часть жизни, дает новую энергию, от нее я никогда не устаю.