О своем опыте преобразования постсоветского пространства, об архитектуре, искусстве и дизайне рассказывает Юлия Бычкова, управляющий партнер проектной группы «8 линий», директор арт-парка «Никола- Ленивец», продюсер фестивалей «Архстояние» и «Арт-Овраг». Читайте, будет интересно!
Архитектура и искусство — где грань?
Идея репрезентации архитектуры как искусства ярче всего проявляется в арт-парке Никола-Ленивец, на территории которого стоят более 30 арт-объектов российских и зарубежных художников и архитекторов, в том числе и художника Николая Полисского.
В процессе работы над созданием арт-объектов было важно учитывать грань между архитектурой и искусством. Ведь архитекторы мыслят более конкретно и прагматично, а художники вдохновляются эмоциональными образами, и часто не знают, как их воплотить. Архитекторы подхватывали идеи, формулировали техническое задание и сопровождали проекты, чтобы конкретная идея была реализована.
В результате на территории парка возник симбиоз архитектуры, искусства, дизайна и музыки. Что позволило всем участникам быть очень свободными, открытыми к новым задачам, придумывать новые идеи, становится универсальными творцами.
В современном мире вообще нет четкой границы между жанрами и направлениями, все стремится к междисциплинарности. Порой художники придумывают архитектурные объекты, а архитекторы помогают их реализовать. Так было, например, в детском сквере на Пирогово, 6, в городе Выкса, где художник Рома Ярмаков придумал дизайн-код, а бюро «Дружба» разработали на его основе разные сценарии проведения досуга, скверы, объекты, детские спортивные комплексы. В этом проекте архитектура и искусство не только соединились в художественном и идейном плане, но и идеи получили качественное воплощение. Еще один яркий пример симбиоза архитектуры и искусства — городской объект «Бинарные часы» в Выксе. Объект был придуман художником-самоучкой Андреем Матчиным, победителем конкурса параллельной программы 2018 года, которую курировал в нашем проекте Владимир Селезнев.
Работу по его созданию, которая длилась два года, координировали разработчики проектной группы «8 линий». Художник внимательно прислушивался к советам и с большим уважением относился к техническим ограничениям и проектной документации. Мы хотели сделать интерактивный туристический объект и специально для этого привлекли к работе программиста из Санкт-Петербурга. Теперь часы не только показывают время, но и настроение горожан, окрашиваясь в тот цвет, за который голосуют местные жители в интернете.
Самые интересные проекты, конечно, междисциплинарные, и у нас есть возможность привлекать и художников, и архитекторов, и других специалистов, чтобы их придумывать и реализовывать.
Расскажите об опыте работы на фестивале «Арт-овраг».
За три года нашего кураторства в Выксе мы познакомились и поработали с очень большим количеством талантливых авторов, придумали и запустили арт-резиденцию, которая успешно функционирует по сей день. Каждый год в нее приезжают двенадцать художников, после окончания резиденции одну из своих работ они оставляют в местном музее, что формирует новую коллекцию современного искусства музея. Все эти произведения посвящены изучению городского контекста, все они яркие и запоминающиеся.
В первый год на фестивале «Арт-Овраг» мы художественно «освоили» верхневыксунский пруд и сделали пять арт-плотов на воде, своеобразный новый вид городского транспорта, который перевозит людей с одного берега на другой. Плоты придумывали художники Олег Шапиро, Леонид Тишков, французский художник Jean-Philippe Poiree-Ville. Был также представлен плот «Прищепка», который сделали местные выксунские архитекторы. Автор плота Екатерина Кулева участвовала в конкурсе наравне с метрами и победила.
Во время фестиваля пять плотов эффектно вплыли в город. Также во время фестиваля в городе на стене завода появилась самая большая в мире настенная роспись площадью 10000 м2 художника Миши Моста. Ее надо было сделать за сорок дней, что стало для всех настоящим испытанием, но все успели в срок. Теперь эта роспись занесена в книгу Рекордов Гиннесса.
На следующий год в процессе работы на фестивале «Арт-Овраг» мы сосредоточились на городских парковых зонах. Сделали по ним исследование, и оно показало, что есть определенные «темные» уголки, по которым людям некомфортно ходить. Тогда мы с художником из Екатеринбурга Тимофеем Радя придумали, что надо «пролить свет» на это гиблое место, и появилась большая светящаяся работа «Все это не сон», она и в прямом и в переносном смысле освещает пешеходную зону, которая раньше была небезопасной.
Второй наш объект — 2 остановки «Арт-Овраг», были сделаны на центральной улице Выксы, в виде слов «арт-овраг», выстроенных латинскими буквами. Авторы проекта, победители конкурса на лучшую идею остановки — проектное бюро «Дружба».
Получается, что, работая над городским пространством, вы все время привлекаете художников и архитекторов?
Да, именно так. Помимо перечисленных выше, есть еще проект с настенными росписями художника Алексея Луки: на территории действующего производства ОМК открылся первый Индустриальный стрит-арт парк и Алексей там сделал большую работу «Новый день», площадью 900 м2. Это парк стал новым действующим туристическим маршрутом.
Мы также продюсируем все эти проекты, привлекая к работе разнообразных местных профессионалов, что очень важно для соучастного проектирования.
Как искусство помогает раскрыть и преобразовать город?
Это можно увидеть на примере работы в Салехарде. Это один из наших новых проектов, где мы через искусство попытались отразить локальную идентичность. Ведь многие города находятся в поисках своего «лица», на территории постсоветского пространства было много растеряно и утрачено, и прибегая к пластическому языку искусства можно что-то понять про себя.
Салехард — старый большой город с яркой проявленной советской идентичностью, в котором есть свои темы: олени, северное сияние. Мы должны были учесть этот локальный контекст. Художник Ольга Лесникова предложила идею «Звездные сиги идут на север», сиги — это рыба, популярная в той местности. Получился очень эффектный объект с кинетическими фасадами, который переливается разными цветами, напоминающими северное сияние, а на ветру как будто создается рябь, как на реке Обь. Местным жителям очень понравилась инсталляция. Это что-то совершенного новое для города, и в то же время отражающее его идентичность.
Вы также много занимаетесь паблик-артом, продюсируете создание городских арт-объектов.
Да, например, мы продюсировали арт-объекты художника Андрея Бартенева в 2015 году для его выставки в ТЦ Кунцево-плаза. Они изначально задумывались для привлечения внимания и увеличения посещаемости нового торгового центра. Потом эти арт-объекты путешествовали по многим российским фестивалям в течение нескольких лет, пока не нашли свое место во дворе жилой резиденции «Кемпинг-Балчуг», где они отлично смотрятся на фоне минималистской архитектуры.
Вообще объектное искусство очень важный для города эмоциональный, экономический и градообразующий ресурс.
Ведь городу очень не хватает тепла, которое несет искусство. Оно не только облагораживает пространство, объединяет людей, но и развивает бизнес и туризм, повышает стоимость квадратного метра жилья и даже некоторым образом уменьшает преступность. Благодаря искусству развиваются профессиональные сообщества, у которых появляется возможность работать с городским пространством, показывать свои идеи, развивать урбанистический ландшафт. Таким образом выигрывают все: и жители, и городские власти, и бизнес, и культура.
Во многих европейских странах, как например, в Финляндии, существуют специальные фонды, развивающие паблик-арт.
Они аккумулируют деньги, на которые проводятся исследования и производятся антивандальные объекты для дворов и парков. Эти места с арт-объектами становятся зоной радости и обладают колоссальным терапевтическим эффектом для всех городских сообществ, начиная с детей и молодежи и заканчивая туристами. Многие эти проекты делаются вместе с жителями по принципу соучастного проектирования.
Есть, конечно, и стихийный стрит-арт, который развивается сам по себе. Но параллельно необходимо вести осмысленную профессиональную деятельность, в которой художник попадает в зону роста, получает возможность высказываться и дискутировать.
Уже есть хорошие примеры взаимовыгодного сотрудничества художников с городом, когда, благодаря арт-объектам повышается интерес к месту, появляются творческие кластеры вокруг, сувенирные лавки, больше туристов. Например, «Миллениум парк» в Чигако, в котором стоит объект английского художника индийского происхождения Аниша Капура. Несмотря на первоначальное превышение бюджета на его производство, в итоге все выиграли: это место стало туристической меккой и парк получил толчок к развитию.
Мы постепенно тоже начинаем это делать в разных городах, например, в Выксе, Салехарде, Алуште. Ведь человеческий масштаб арт-объектов привлекает людей. Главное, чтобы город был готов развиваться через культуру и искусство и поддерживать эти начинания. Наши власти делают акцент на памяти, скорби, истории, и это тоже важно.
Но нельзя все время идти спиной к будущему, надо открывать новые горизонты, экспериментировать, иначе можно споткнуться.
Расскажите о самых актуальных и интересных для вас текущих проектах.
Нам бы было интересно работать с городами, которые готовы меняться и развиваться. Примером такой эффективной работы служат наши проекты в Выксе. Мы готовы развивать город в течение 3-5 лет, когда в спокойном режиме изучается городской и культурный контекст города, выявляется дизайн-код и постепенно начинает меняется пространство. Такой комплексный подход позволяет значительно улучшить культурную, архитектурную и туристическую инфраструктуру города, ведь один арт-объект, также как одноразовые прививки, мало что дают.