Музей печатной графики, новый частный музей на арт-карте Москвы, до 10 мая показывает выставку Эгона Шиле и Рихарда Линднера «МЕТАфизика тела». О выставке, дизайне и искусстве в интерьере рассказывают основатели музея Олеся Сидоренко и Сергей Крылов.
Олеся, это вторая выставка в вашем музее?
Да, первым нашим проектом стала выставка Эрте, которой мы открылись в пространстве Гостиного Двора. У нас Музей печатной графики. Мы занимаемся только тиражом.
Сергей, как всё случилось?
В своё время мы открыли для себя это направление. И, поскольку в России, и в бывшем Советском Союзе, такая техника была востребована мало, мы, конечно, обратили своё внимание на Запад. И открылся целый пласт имён, не одно-два имени, просто невероятные художники ХХ века и совершенно разные!
Мы не специализируемся на конкретном стиле: ар-деко, экспрессионизм, гротеск, кубизм, поп-арт, русский авангард. У нас есть практически все стили ХХ века, начиная с 10-х годов ХХ века, то есть, с того времени, когда они стали формироваться, стили, которые были «спрятаны» в Советском Союзе по ряду причин. И когда мы открыли эти имена для себя, разумеется, как профессионалы, стали их собирать и искать по всему миру. У нас скопилось некоторое количество работ художников и, наконец, родилась идея создания музея. Потому что, если нам это нравится, это понравится и нашим коллегам, и нашим зрителям.
Олеся, вы работаете с коллекционерами?
С коллекционерами практически не работаем, мы совершенно автономны. Собираем произведения по всему миру, в Европе, Америке… Не потому, что мы против коллекционеров, а потому, что необходимого нам материала в частных коллекциях практически нет. Пока все выставки формируются из фондов музея. Мы активно работаем с дизайнерами интерьеров и архитекторами. Ведь далеко не всё, что есть в нашей коллекции войдёт в экспозиции. Много работ продается через музейный магазин.
Олеся, Сергей, кто делал интерьер вашего прекрасного музея?
Мы. Здесь был Салон красоты, разукрашенный, с зеркалами. Сами делали дизайн-проект, от начала и до конца, всё подбирали, всё искали. Если говорить о стиле, то это – абсолютный минимализм. Мы считаем, что главное в выставочном зале – произведения, а не антураж. Ничто не должно отвлекать. Белый цвет и тёплый свет – всё оказалось оптимальным!
Наш девиз – «Искусство в интерьере», разумеется, современное искусство в современном интерьере. Раньше мы занимались классикой. Но времена меняются и общаясь с архитекторами понятно, что графика такого рода, очень востребована. Подбираем работы исходя из собственного эстетического вкуса. Наш главный критерий: нравится-не нравится.
Олеся, а в домашнем интерьере, что предпочитаете?
Дома всё намешано. Когда выкладываешься на работе, когда жизнь проходит здесь, ты влюбляешься в какого-то автора, какое-то время владеешь им…
Сергей, расскажите коротко о художниках проекта.
Рабочее название выставки было «Трагифарс».
Эгон Шиле – один из самых шокирующих художников австрийского экспрессионизма, нереально талантливый художник. Один-два-три цвета, и ты чувствуешь эмоцию, которая несёт в себе всё.
Рихард Линднер, немецко-американский художник – ярко-гротескный. И каждый по-своему нам близок.
Несколько слов хочется сказать об экспонате, который, казалось бы, выбивается из контекста «печатная графика» – это ковер, выполненный по эскизу Рихарда Линднера в 1970 году. Это эксклюзивная вещь, ведь их было изготовлено всего 20 экземпляров пятьдесят лет назад! Он в идеальном состоянии, возможно вообще никогда не выставлялся. Нашли мы его совершенно случайно в одной американской галерее, когда уже была идея выставки. В 1970-х годах многие крупные художники, такие как Шагал, Дали, Роберт Индиана делали эскизы ковров, это было веянием времени. Он украсил нашу экспозицию, так что все усилия, а, поверьте, было затрачено много сил, и, чего уж скрывать, и денег на его приобретение, были потрачены не зря.