Архитектурное бюро ARCHPOINT существует уже 20 лет. За это время в свою копилку оно собрало огромное количество проектов в России и за рубежом, многие из которых получают награды в отечественных, европейских и американских конкурсах дизайна и архитектуры. Валерий Лизунов, основатель бюро, а также совладелец баров PARKA, Prscco, Apr.l, Hachiko Japanese Bar & Kitchen, рассказал, как ему удается «создавать уникальное и идти до конца».
Валерий, с чего начинался ваш творческий путь?
Началось всё с художественной школы, где я встретил уникального человека, преподавателя и директора, Ивана Алексеевича Толмачёва. У него была задача раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а на уроках всегда приветствовался индивидуальный подход. Это заложило вектор моего пути. А еще для меня это стало наглядным примером, каким должен быть наставник. Именно таким я стараюсь быть для своей команды сегодня.
После школы я поступил в училище, затем в институт, как и завещал мой преподаватель. Там я приобрел профессиональные навыки рисования, живописи и композиции. Страсть к искусству, в целом, дала возможность дальше развивать мои творческие навыки и умения, которые я применяю сейчас в своих проектах.
Помните ваш первый большой проект? Что это было?
Конечно. После института в 2000-м году мы с моей будущей супругой Анжелой Моисеевой устроились на работу. И вдруг нам поступило неожиданное предложение: сделать пафосный клуб для золотой молодежи и селебрити в Москве. Это был клуб First. Многие наверняка помнят, как он гремел на всю Россию, и не только. Заказчики сказали, что у них есть задумка, но денег на дизайн-проект нет. Мы взяли небольшую паузу и уже через неделю принесли готовую картинку, которую оформили в золотую раму и представили клиентам. Они посмотрели на визуализацию, где было показано, что в интерьере всё белое (потолки, стены, полы, мебель). Так как клуб находился в здании военной комендатуры, мы предложили, что было бы неплохо, чтобы на входе стояли афроамериканцы в белой военной форме с доберманами. Эта идея очень понравилась, и заказчики сказали, что готовы с нами сотрудничать. Больше года мы реализовывали проект, и за это время получили огромный опыт в проектировании и коммуникации с инженерами, конструкторами, подрядчиками, технологами, строителями и много с кем еще. Именно это дало нам возможность эффективно пользоваться полученными знаниями в дальнейшем. Сам клуб был очень популярным в то время, что дало нам большое количество заказов.
Мы взялись за этот проект, потому что нам было важно сделать первый шаг, показать себя большому количеству людей, а именно — свой уникальный подход в дизайне. Это было сделано без оглядки на деньги. Если выпадает шанс создать крупный проект даже за небольшие деньги — нужно соглашаться!
Как создавалось ваше бюро? Какие изменения с ним произошли за 20 лет?
Большое количество заказов поставило перед нами задачу набрать команду, которой можно делегировать ряд обязательств по разработке проектной документации, подбору и поставке отделочных материалов, взаимодействию с подрядными организациями. Эту новую высоту мы брали благодаря тому, что смогли доверить часть ответственной работы и собрать довольно большой и дружный коллектив. Изначально мы были главными: всё подчинялось нам и через нас шла вся работа. Но в дальнейшем мы поняли, что пирамидальная система управления недостаточно эффективна — нам нужна горизонтальная. Сейчас она именно такая: каждый выполняет свою роль и задачу на своём месте и справляется с этим лучше всего. Это и позволило нам вести большое число проектов одновременно.
Расскажите про ваш опыт в ресторанной сфере, с кем уже удалось поработать?
Создавая проекты для многих известных рестораторов в Москве и регионах, мы получили гигантский опыт. Мы работали с такими известными гуру ресторанного бизнеса как Александр Раппопорт, Аркадий Новиков, Борис Зарьков, Александр Затуринский, Ginza Project, Иван и Сергей Березуцкие и многими другими. У всех разный подход к концепциям ресторанов, сервису, бизнесу, интерьеру и еде. Это дало нам возможность оценить, что происходит в этом бизнесе изнутри, привело нас к созданию собственных уникальных концепций и обретению партнёрства.
Как вы решились на открытие собственных заведений?
Буквально 4 года назад бизнесмен Сергей Гаспаров обратился ко мне с предложением стать партнером в одном баре на Пятницкой — это бар крафтового пива, который я сразу предложил сделать непохожим ни на один крафтовый бар Москвы. Также было с клубом First — только тогда нам хотелось сделать уникальный дизайн, а теперь — уникальную и интересную концепцию. Сергею идея очень понравилась, и мы взялись за проект. В итоге прошло меньше года, и мы открыли PARKA BAR, над которым работали вместе с Анжелой Моисеевой. Он стал очень популярным, а по пятницам и субботам туда сложно попасть даже нам. Так мы поняли, что можем создавать уникальные концепции баров, которые будут работать успешно.
Были сложности при создании его интерьера?
Действительно, помещение было непростым — на первом этаже маленький зал и большой подвал, в который нужно было направить гостей. Чтобы решить эту задачу, я поставил вместо классических столов лавку как в парке, на которую люди в первое время боялись сесть. Сергей сразу предложил убрать её и поставить там традиционные столы. Но я настоял на том, что она простояла хотя бы месяц. И вот, спустя время мы заходим в помещение и видим, что все гости мило на ней сидят, прямо как котики. Так лавка зажила идеей, которую я изначально в неё заложил. Это маленький пример того, что надо отстаивать концепцию до конца, если ты в неё действительно веришь.
При этом не нужно забывать, что в партнёрстве всегда необходимо договариваться. Надо помнить, что партнёр — это, прежде всего, твой друг, и ему всегда нужно давать возможность выговориться, а также не молчать самому, чтобы недомолвки не накапливались, и это не разрушило ваши отношения и бизнес. Важно зафиксировать взаимные обязательства на бумаге, чтобы было понятно, где чья сфера ответственности.
И вы решили продолжить ваше сотрудничество?
Да, через два года рядом с Parka Bar освободилось одно небольшое помещение, и Сергей предложил открыть здесь второй бар. Но мы не решались открыть его сразу же рядом с хорошо работающим заведением, чтобы не создавать конкуренцию самим себе. А одним летом на отдыхе с супругой, допивая уже не первую бутылку просекко, мы придумали концепцию бара с просекко. Так он и появился. С первых месяцев Prscco bar стал популярным и остаётся таким по сей день.
Как от отдельных баров вы пришли к идее барного кластера?
Однажды я стоял возле Prscco и увидел, как люди из двух наших баров вышли на улицу с бокалами и общались под хорошую музыку. Была дружеская свободная атмосфера. И в этот момент у меня родилась идея создать в этом районе барный кластер с уникальными концепциями, чтобы создать некую синергию, за которой люди специально бы приезжали. Этот формат европейских баров на одной улице пользуется популярностью во всем мире. У нас в стране есть ресторанный кластер на улице Рубинштейна в Питере и на Патриарших прудах в Москве, но здесь я хотел сделать места демократичнее и свободнее, куда люди приходят не для того, чтобы себя «продавать», а за классным общением и отдыхом.
Следующим нашим проектом в Замоскворечье стал Apr.l бар с эпатажным интерьером, и совсем недавно на Пятницкой открылся Нachiko Japanese Bar & Kitchen. Небольшие бары с едой — очень перспективное направление, которое еще недостаточно раскрыто в нашей стране.
Чем, по-вашему, нужно руководствоваться, чтобы создавать новое, когда кажется, что все уже давно придумано?
Я уверен, что в создании новой волны, новых трендов нам не обязательно копировать европейские образцы, чужие концепции и интерьеры из Pinterest, пытаясь их как-то приспособить под определенный проект. Мы можем создавать такие идеи, которые, наоборот, будут клонировать за рубежом. У нашего бюро есть команда, опыт, вера в самих себя. Всё это подтверждено нашими наградами и признанием не только в России, но и заграницей.