О самой люксовой гавани Средиземноморья, где ставят на якорь свои супер яхты Роман Абрамович, Билл Гейтс, принц Чарльз и прочие знаменитости, о схожести и различии аэропорта и марины, о турецкой архитектуре и дизайне, о турецком менталитете рассказывает востребованный московский дизайнер Анастасия Полохова. Она давно живёт между Москвой и Стамбулом и знает об этом всё.
Настя, можешь немного рассказать о себе? Чем для тебя является дизайн?
Дизайн – это подход к жизни, к своему окружению, к своему пространству. Сколько помню, я всё время что-то рисовала, конструировала, придумывала, что-то создавала. В конечном итоге, я получила образование в этой области, в Школе графического дизайна. Свою трудовую деятельность начала ещё раньше, с компьютерного дизайна и создания мультимедийных энциклопедий. Это была середина 90-х годов, фактически, у нас только появился интернет. Затем работала с полиграфией и препрессом. Потом, в 98-м грянул кризис и пришлось кое-что пересмотреть. Я осталась в той же области и начала сотрудничать с BTL- агентством, ориентированным на организацию промо-фестивалей и различных мероприятий. Мы работали с Neste, Coca-Cola и проч.
Поработав в нескольких агентствах, получив опыт в дизайне, рекламе, решила, что пора создать что-то своё. Теперь у меня своя компания под названием EFFIR. Чем занимаемся? Я могу сказать, чем мы не занимаемся. Мы не занимаемся чистой рекламой. Тем более, я считаю, реклама, как таковая, уже отмерла, особенно полиграфическая. Современный человек, имеющий огромное количество визуальной информации, стал к ней невосприимчив. Наша компания много работает с фирменным стилем, имиджем, с упаковками.
Настя, вот уже 16 лет ты живёшь между Москвой и Стамбулом, что ты можешь сказать о турецком дизайне, его отличительных чертах?
Дизайн окружает нас везде. К сожалению, Россия, даже Москва, не является сильным примером. Это к вопросу о вкусе, о чувстве меры. И в этом смысле, Турция очень сильно выделяется. Для современного турецкого дизайна, как графического, так и интерьерного, для современной турецкой архитектуры характерна очень приятная смесь минимализма и ориентализма. Такого больше я нигде не видела. На выходе получаются «блюда оттоманской кухни» – изысканные, тонко организованные, которые ни с чем не перепутаешь.
Более подробно о современных турецких интерьерах можно поговорить?
В турецкой жизни всегда присутствовала декоративность. Как я уже сказала, сейчас она смешалась со скандинавским минимализмом, что дало очень интересный результат. В турецких интерьерах много цвета и фактур, много керамики, много камня, поскольку в Турции тёплый климат. Турки привыкли к большим пространствам, общественным и личным, квартира меньше 150 кв. м даже не рассматривается как нормальное жильё. Но это не значит, что они страдают мегаломанией. Это значит, только то, что они понимают, сколько пространства нужно человеку. Обязателен комфорт, человеку должно быть удобно сидеть, лежать, есть, удобно жить. Турки принимают человека таким, какой он есть, со всеми его психологическими и физиологическими потребностями. Это большое достоинство, это другой уровень восприятия жизни. Они не идеализируют человека. Человек хочет есть хорошо и вкусно, сладко спать, ему нужно комфортно мыться и так далее… И это воспринимается нормально!
Турция – пересечение исторических контекстов, линий: Византия, Османская империя, греки, итальянцы, турки, евреи, армяне… Особенно многонациональным, эклектичным городом является и всегда являлся Стамбул.
А теперь расскажи о знаменитой гавани в Европе Ялыкавак, она поражает?
Ялыкавак – это марина, стоянка для яхт на западной оконечности полуострова Бодрум. На мой взгляд, это даже круче, чем аэропорт, поскольку марина – не замкнутое пространство, ничем не ограниченное, но такое же текучее, как аэропорт. Местечко Ялыкавак когда-то было небольшой рыбацкой деревней. Теперь Ялыкавак – дорогое место отдыха, с самой люксовой мариной для яхт в Европе. Здесь есть всё, для обеспечения яхт, которые должны быть защищены от непогоды, которым нужен обязательный осмотр.
Марина имеет разветвлённую инфраструктуру, с высоким уровнем развлечений и комфорта. Она доступна не только тем, кто приходит в марину на яхте, но и широкой публике. Ты не обязательно должен быть владельцем яхты, чтобы попасть в марину, погулять, выпить кофе или вина, пообедать, побродить по магазинам, сходить на концерт, просто насладиться видом. Это точка притяжения и для местных жителей, и для туристов, она открыта внешним гостям, в отличие от аэропорта. Поэтому дизайн марины – дело общественное, касающееся всего сообщества людей, а не только там постоянно проживающих: кто-то приезжает в гости, кто-то снимает на лето дом в Бодруме.
Марина совмещает и функциональное начало, и эстетическое. Гавань в Ялыкаваке показывает, как можно минимальными визуальными средствами сделать максимально выразительную среду, используя всё то, что даёт природа, побережье Эгейского моря, его живописность и красивый рельеф. В марине Ялыкавака большую роль играют объёмы, глубина, планы, горизонты, свет. Марина вмещает достаточно большое количество людей, и всем здесь удобно. Как это ни странно, она никогда не выглядит переполненной. Конечно, возвращаясь к сходству с аэропортом, в марине большую роль играют инженерные системы. Но всё-таки гавань – это, прежде всего, природа, море, разомкнутое пространство. Марина, как красивый дом на море, воплощает идеальное сочетание дизайна и природы. И это, конечно, заслуга архитекторов – архитектурного бюро Эмре Аролата (Emre Arolat Architecture), инженеров и строителей, потому что архитектура без реализации остаётся «бумажной» архитектурой. Всегда интересно видеть сначала «бумажный» проект, а потом – реализованный. Важно наблюдать проект через какое-то время, видеть, как архитектура чувствует себя, «живя» с человеком.
Марина – это архитектура среды?
Да, всё здесь происходит во взаимодействии с природой. Мягкий средиземноморский климат, сосны, цветущие кустарники, цветы. Марина Ялыкавак ощущается естественным продолжением долины, гор, органично вписана в окружающий пейзаж и по сути своей напоминает английский сад, когда тебе кажется, что тут никто ничего не делал, что всё здесь так всегда и было. А на самом деле, приложено очень много усилий, проделана большая работа, чтобы всё выглядело естественно.
Но всё-таки, марина работает по принципу аэропорта?
Да, здесь есть общественные зоны, а есть зоны, куда нельзя просто войти, например, проход к яхтам. Можно только смотреть. И это – часть развлечений. Здесь много хороших ресторанов, кафе, более 80-ти брендовых бутиков.
Яхтенная гавань, как и аэропорт, – место встречи разных культур. Разумеется, это история и про некое тщеславие, поскольку в обычной зоне аэропорта ты не встретишь людей, которые летят куда-то на частном самолёте. И в этом разница между мариной и аэропортом. В марине большее внимание уделяется деталям. Материалы – стекло, дерево, травертин. Ялыкавак Палмарина – самая элегантная в Европе, на мой взгляд. Получилось по- хорошему люксово. Она не выглядит ни чрезмерно восточной, ни аскетически минималистской.