С чего начинается работа архитектора, когда поступает запрос на проектирование того или иного концепт-стора, то есть пространства, выстроенного вокруг определённой идеи, и что такое новый вызов в дизайне интерьеров рассказывает Магда Кмита, главный архитектор и партнёр международного архитектурного бюро Blank Architects, основанного в 2008 году. Blank Architects специализируется на проектировании многофункциональных объектов, деловых и торговых комплексов, жилой архитектуре, проектах реконцепции и редевелопмента, КОТ и благоустройстве территорий. В отдельное направление выведена работа с общественными и коммерческими интерьерами. Также Blank Architects Techniques - компания, оказывающая услуги в сфере новых технологий в проектировании и строительстве: VR, BIM-проектирование, лазерное сканирование, 3D-modelling. Среди проектов Blank Architects: ТЦ ВТБ Арена Плаза (Москва), МФК «ЗИЛ» (Москва), станция и наземный павильон метро Ржевская (Москва), премиальный ЖК в Москве Club House, редевелопмент и реконцепция ТЦ 5-я Авеню, ТЦ Афимолл Сити, БЦ «Домино» (Москва), Гостиница Ибис/Адажио Калуга, Бутик-отель «Золотое яблоко» (Москва), проект реновации Киевского вокзала (Москва), ТЦ «Гудзон» (Москва), ТЦ «Пушкинский» (Москва) и др.
Магда, каким трендам в формате концепт-стор стоит следовать и как сделать объект коммерчески успешным?
Тенденции в создании торговых объектов меняются очень быстро. То, что было модным сегодня, завтра может стать «вчерашним днем». Заказчики ставят перед архитекторами задачу не просто спроектировать модный интерьер, но и обеспечить посещаемость того или иного ритейл-магазина.
С чего начинается работа архитектора, когда поступает запрос на проектирование того или иного концепт-стора?
Если речь идёт не о торговом центре в целом, а лишь о небольшой его составляющей, мы ставим себе задачу гармонично вписать концепт-стор в существующее пространство и при этом, сделать его узнаваемым и запоминающимся. Мы всегда придумываем себе какую-то историю, связанную именно с этим местом, и на её основе уже разрабатываем концепцию.
Например, создание проекта универмага «Телеграф» в ТЦ «Астор» в Ростове-на-Дону нас вдохновила идея закулисья, атмосфера подготовки к выходу на сцену. В результате интерьер состоит из различных площадок, а мобильные предметы, стойки на колесиках напоминают конструкции, оставшиеся от временных павильонов. Фанерные стены вызывают ассоциации с театральными декорациями или съёмочным павильоном, а актуальные принты добавляют интерьеру атмосферу популярного в дизайне направления стрит-арт. В свою очередь, дизайн концептуального магазина Urban loft навеян образом мегаполиса, в котором закат отражается в стеклянных фасадах небоскребов. В работе над FAQ Stores мы вдохновлялись самой темой магазина и попытались отразить её в цветах, текстурах и объёмах магазина, совместив нежные трепетные образы с функциональной составляющей.
Какую роль играет цветовое решение в оформлении торговых пространств?
Цветовое решение зависит и от расположения объекта, и от его функционального назначения. В том же Urban loft по нашему проекту создали интим-бутик FAQstore. У нас получился магазин для взрослых, в который посетители торгового центра не стесняются зайти. Мы использовали нюдовые цвета, поскольку они создают атмосферу комфорта и позволяют избежать вульгарности. Яркие силуэты людей из оранжево-красных светодиодных трубок на стенах помогают расставить акценты. А вот «Телеграф» мы оформили максимально ярко, в розовых и синих оттенках. Здесь у всех зон – свой характер, но при этом они друг друга гармонично дополняют.
К вопросу о яркости, какие ещё приёмы помогают завлечь покупателей?
Например, оригинальные входные группы или арт-объекты. В Urban loft эту функцию выполняет яркий потолок из светящейся сетки. В «Телеграфе» расставить акценты помогают различные элементы декора: световые инсталляции, люстры, арт-объекты, разноформатные зеркала (в том числе и из настоящих гримерок), винтажная и запакованная мебель, режиссёрские кресла.
Однако важно помнить, что никакие арт-объекты не поспособствуют посещаемости, если потенциальные покупатели не будут чувствовать себя комфортно. Формат универмага, как в Ростове, как раз помогает в создании этого комфорта: не нужно ходить по этажам с пакетами, понравившиеся вещи можно примерить и оплатить в одном месте.
Что ещё гарантирует коммерческий успех магазина?
Самое главное – понять, кто твой покупатель. В Ростове-на-Дону универмаг разместился на месте бутиков с дорогой люксовой одеждой, в которые почти никто не ходил. Сейчас в «Телеграфе» представлены демократичные бренды, а основной аудиторией должна стать молодежь, ищущая альтернативу масс-маркету. Здесь все просто: если людям нравится, если торговое пространство удовлетворяет их потребности, проблем с трафиком не будет.