По 17 ноября в Московском музее современного искусства (ММОМА) на Петровке, проходит выставка номинантов Премии Кандинского, одной из самых престижнейших отечественных премий. Экспозиция – Ирина Горлова, Наталия Герасина, архитектура и дизайн - Нана Абдрашитова. Победители Премии станут известны на официальной церемонии награждения, которая пройдёт там же, 13 ноября. В лонг-лист 12-й Премии Кандинского по итогам двух туров голосования Экспертного совета вошли 30 номинантов. «Проект года» – 15 художественных проектов, «Молодой художник. Проект года» – 10, «Научная работа. История и теория современного искусства» – 5 научно- исследовательских работ. О дизайне и архитектуре, работе с пространством, о современном искусстве и его месте в интерьере рассказывает архитектор проекта Нана Абдрашитова.
Нана, как долго вы работали над проектом?
Над сценографией выставки номинантов Премии Кандинского я работала в течение месяца. Это катастрофически маленький срок для такого объёма и производства, и я очень благодарна и Премии Кандинского и всей команде выставки, которые поверили в мои возможности и мобильность. Я по профессии сценограф, придумываю декорации, костюмы. Работа в театре – это моя постоянная деятельность и моя «первая любовь». Год назад меня позвали сделать большую выставку в музее-заповеднике «Царицыно», это был мой первый подобный опыт такого рода. Выставка называлась «Сады Серебряного века». Затем я делала ряд выставок для галерей, стенд на арт-ярмарке Cosmoscow.
Этот проект был для меня очень интересен. Я многих художников хорошо знаю не только по их творчеству, но и лично. Каждый - со своим лицом, стилем, атмосферой. Надо было всё это многообразие соединить в единую композицию, вместить в одно пространство.
В чём состояли особенности работы?
Современное искусство – движется в сторону инсталляций и объектов. Живописи и графики как таковой – минимум. Сайт-специфик, диалог с пространством, объёмом, все это мне, конечно, очень близко. Большой сложностью этого проекта стало то, что молодые номинанты должны были выставляться в одном зале, по задумке экспозиционеров. Помимо того, что это было сложно сделать просто по площади, сложно это было соединить и архитектурно, и дизайнерски. Тогда у меня родилась такая идея: сделать некие боксы, которые будут рифмоваться с логотипом самой Премии, её фирменным стилем. Я вплотную работала с цветом пространства, предлагала оттенки художникам. Кто-то на это откликался, кто-то – нет. Но сейчас, мне кажется, получилась очень гармоничная графичная история с цветовыми вкраплениями.
Современное искусство – специфическое искусство, как его внести в частный интерьер?
Конечно, во-первых, всё зависит от масштабов вашего интерьера, во-вторых – от размеров той инсталляции и того объекта, который вы хотите поместить в интерьер. В выборе арт-объектов для дома я бы советовала двигаться эмоционально. Объект не в любом пространстве, не в любом интерьере может вызвать ту эмоцию, тот смысл, которые в него изначально заложены в другом пространстве. И более того, я вам скажу, что меня поразило в работе: не все художники могут сразу оценить, где их объекты будут лучше смотреться, с каким светом, в каком окружении. Важно увидеть пространство и движение в целом. Получается, на таких больших, ключевых выставках, где экспонируется множество разных художников, архитектор может спасти положение, он необходим.