До 4 августа в НОВОМ КРЫЛЕ Дома Гоголя можно смотреть прекрасную экспозицию. Куратор проекта Юлия Вергазова рассказывает об этом событии, и не только о нём.
Юлия, почему такое название? Прокомментируйте, пожалуйста.
Название «Генератор случайных снов» - отсылка к современному состоянию общества, it-технологиям и усиливающейся автоматизации всего окружающего. Анализируя личные сновидения, мы неизбежно оказываемся перед лицом публичных грёз рекламы, социальных сетей и компьютерных игр. Сновидения отражают процессы, происходящие в культуре. Пытаясь сориентироваться в потоке информации, ежесекундно мы становимся новыми собой, следуя случайному маршруту выбора.
Кто участники вашего проекта?
Художники проекта - срез современной российской арт-сцены: Никита Василенко, Нелли Высоцкая, Алина Глазун, Ксения Драныш, Владимир Карташов, Петр Кирюша, Евгений Музалевский, Музей вечно играющих аттракционов (Анастасия Крохалева и Денис Перевалов), Абрам Ребров, Игорь Самолет, Яна Сидоркина, Константин Цокур. Среди них есть и начинающие авторы, и уже достаточно известные в России и за рубежом. В выставке, например, участвует работа медиа-художников из Екатеринбурга - арт-дуэта «Музей вечно играющих аттракционов». Большая часто работ была создана художниками специально для этого проекта.
Юлия, хорошую экспозицию, хороший музейный интерьер сделать нелегко, как у вас всё так хорошо получилось?
Генератор случайных снов - это выставка-наваждение. Она поделена на комнаты-сцены, двигаясь по которым, зритель перемещается в пространстве видения. По мере удаления от точки входа, он погружается все дальше туда, где происходит утрата ощущения реальности, её растекание, распад привычного языка, способов коммуникации, представлений о привычном порядке вещей, а влияние случайности усиливается.
Итак, переходим к основной концепции, что здесь главное?
Авторы проекта обращаются к вопросу, чем маркируется наше «нормальное» состояние, как мы можем отличить реальное от вымысла или иллюзии, и можем ли очертить их границы. Ведь находясь внутри иллюзии, мы часто воспринимаем её как нечто достоверное. Тогда можно усомниться в том, что сновидения вторичны по отношению к внешнему миру.