На 58-й Венецианской биеннале современного искусства кураторами одной из паралелльных программ, подготовленной Stella Art Foundation и ГМИИ им. А. С. Пушкина в церкви Сан-Фантин стали Марина Лошак директор музея ГМИИ им. А. С. Пушкина и Ольга Шишко, заведующая Отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина. В инсталляции «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто» - Дмитрий Крымов, Ирина Нахова, Гэри Хилл, Эмилио Ведова и Якопо Робусти Тинторетто. Ольга Шишко, куратор выставки, рассказывает нашим читателям о классике, современности, самолётах, термирналах, Тинторетто и Венеции. Читайте с удовольствием!
Оля, когда вы впервые попали в Венецию?
Я попала в Венецию в 2001-м году, с мужем. Для меня Венеция стала очень сильным потрясением. Мы решили быть только в Венеции, в которую приехали ровно на следующий день после закрытия биеннале. И стали смотреть исключительно венецианское искусство. Заходили в какие-то закрытые пространства, гуляли по Венеции с Тинторетто, Джорджоне, Карпаччо, Веронезе... Венеция дала мне больше, чем университет. Ведь нет такой иллюстрации, а когда я училась, тем более не было, чтобы передать, например, палитру Тинторетто!
Я каждый раз сюда приезжаю и думаю, какое счастье, эта Венеция, сколько ощущений, переживаний, воспоминаний… Венеция для меня всегда очень драматична. Мне кажется, что Тинторетто, живя в Венеции, стал именно таким художником, какой он есть, благодаря её бушующим каналам, ныряющим вапоретто, Венеция качает.
Оля, классика и современность, что хорошо, что плохо, что предпочтительнее?
Мне лично, всегда нравились переломные фигуры и переломные моменты. Это как-то инверсивно. Поэтому для проекта мы выбрали именно Тинторетто, акциониста позднего Ренессанса. Современное искусство не может быть априори плохим, а классическое хорошим. Это касается всего, и живописи, и архитектуры. Тинторетто писал свою современность красками, а Гэри Хилл пишет свою современность медиа средствами.
Мне кажется, что архитектура сегодня является материализацией перемен нашего мира, наших ощущений, посмотрите, например на ту же Заху Хадид! В век клонирования, Интернета, квантовой физики архитектура, конечно строится по другим законам.
Я не очень люблю неоклассику в её традиционной форме. Сегодня и архитектуру, и искусство необходимо переводить на другой язык, делать в другом материале. Почему самый главный продолжатель Тинторетто, художник ХХ века Эмилио Ведова? Потому что он гениально перевёл его на современный язык, переложил его в иную, абстрактную форму. Мир уже другой, он изменился. Вчера искусство было более текстовым, концептуальным, сегодня оно стало более тактильным, инверсивным. В бесконечной смене эпох то больше чувственности, то - рабочего разума… Быстрота, как у Гэри Хилла, стала символом нашей жизни. Мы огромное количество времени проводим в аэропортах, самолётах, просто живём в терминалах! А это уже другая архитектура, другие запахи, другие ощущения. С невероятной быстротой меняются не только визуальные образы, но звуковые, обонятельные. У нас смешались чувства, как в тинтореттовском венецианском ковре. Венеции, кстати, после завоевания Константинополя вобрала в себя очень много восточного...