Тему 58-й Венецианской биеннале современного искусства куратор Ральф Ругофф определил цитатой из Конфуция: «Чтоб вы жили в интересные времена». (May you live in interesting times), которая в русской интерпретации звучит более жёстко: «Чтоб вам жить в эпоху перемен»... В церкви Сан-Фантин - Дмитрий Крымов, Ирина Нахова, Гэри Хилл, Эмилио Ведова и Якопо Робусти Тинторетто представляют инсталляцию «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто». Выставка подготовлена Stella Art Foundation и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Центром этой тотальной инсталляции стал видео-проект Дмитрия Крымова на тему «Тайной Вечери» Тинторетто, из венецианской церкви Сан-Тровазо. О классике и современности, о самолётах, терминалах и Сионской горнице читайте интервью Дмитрия Крымова!
Дмитрий, ваш прекрасный проект завораживает. Вы выступаете здесь и как художник, и как архитектор, (работаете с архитектурой XVI века), и как режиссёр. Глядя на него думаешь, что времени не существует?
Мир - это понимание целого. Мне кажется, что чем художник крупнее, тем он не только вернее понимает конкретную задачу, но и связь её с миром, с прошлым и будущим, миром сверху и миром снизу, впереди и позади... И неважно, что он творит в этом случае: этот мир одинаково велик и прекрасен и у Дюрера, когда он рисует кролика, и у Микеланджело, когда он расписывает Сикстинскую капеллу.
Конечно же, время существует, но, мне кажется, если ты осознаёшь себя как часть его, когда оно проходит через тебя, как электрический ток, это помогает осознать конкретную задачу.
Вы снимали свою «Тайную Вечерю» на бывшем заводе?
Да, на хлебозаводе им. В.П, Зотова. Бывшем хлебозаводе. Это памятник московского конструктивизма и чудо, что мы его нашли! Съёмку сделали всёго за одну ночь. И получился просто Гефсиманский сад и не бетонные колонны, а оливы...
Раньше на путешествие уходило много месяцев, теперь – несколько часов. В Венецию из Москвы можно перелететь всего за три часа, в терминалах мы проводим пол жизни, а завод превратился в Гефсиманский сад. Так сильно изменился мир?
Это и есть мир, который есть. Самолёты, аэропорты, информация… Терминалы и Гефсиманский сад - такая странная смесь! Это и есть мир. Он сжался в нас и вокруг нас. И напряжение стало выше. Мир пробивает тебя с какой-то неимоверной резкостью.
Дмитрий, уместно ли нынче абсолютно классическое искусство, классическая архитектура?
А что такое «абсолютно классическое» искусство? Подражание? Подражание старой классике? Подражание, вообще, не имеет смысла. Даже великим образцам. Никогда. Ты же не можешь сегодня чувствовать себя, как Тинторетто 500 лет назад. А значит и писать сейчас под Тинторетто просто глупо, и строить как Палладио тоже - это и будет подражание. Ты должен соответствовать сегодняшнему времени.
А новую классику нужно создавать, но по виду она может совсем не быть похожей на ту «классику», о которой вы спрашиваете.
Если в современности рождается что-то настоящее, то каким-то чутьём все чувствуют, что это и есть новая классика, которая будет называться «классикой» через 10 лет, 20 лет.
Современно искусство - синтетическое искусство?
Сегодняшнее искусство - искуство синтетическое, с размытыми границами между жанрами: живопись, архитектура, театр - всё связано и все перемешано. Не скажу, что сейчас станковая живопись на переднем плане. Другие жанры вышли вперёд. Хотя я могу ошибаться. Я очень люблю своих друзей-художников, которые пишут картины, Иру Старженецкую, Катю Корнилову. Мне же лично кажется, что в синтетическом, современном искусстве, можно выразиться резче, неожиданнее, объёмнее.