Школа Дизайна «Детали», основанная Татьяной Роговой и Вероникой Блумгрен в 2000 году, стала одной из лучших не только в России, но и в мире. В свете смотра-конкурса концепций и реализованных проектов по теме ТЕРМИНАЛ (PinWin14), многоопытный директор «Деталей», прекрасная Татьяна Рогова рассказывает о собственном опыте, о важности и об архитектурной практике таких грандиозных сооружений, как Терминалы.
Татьяна, начнем с того, что вы много летаете, чем для вас стали терминалы?
Да, я летаю много. Летаю по самым неожиданным направлениям. И об аэропортах, терминалах я думаю уже давно, потому что в них мы проводим очень много времени. Оказываясь где-то, в Европе, в Азии или в Америке, порой думаешь, Боже мой, насколько всё одинаково! Взять, например, шопинг – кругом одни и те же марки, бренды, товары. Но ведь аэропорт, как раз и является тем самым местом, где надо показывать свою продукцию. К счастью, сейчас образовалась новая тенденция – появление на больших торговых площадях маленьких бутиков, в том числе, гастрономических. Эта тенденция начинает потихонечку пробиваться, что мне очень нравится. В силу различных обстоятельств, я в последнее время, несколько раз летала в Грецию. У них, в аэропортах есть отдельные анклавы, греческие зоны с греческими товарами, что очень здорово! Так же я обратила внимание, что арабы (Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ) тоже начинают потихоньку продвигать свой национальный дух и вкус.
Татьяна, а какой самый лучший аэропорт на ваш взгляд?
На мой взгляд, одним из таких ярких аэропортов является Чанги в Сингапуре. Там, действительно, есть места, где человек может отдохнуть. Кроме традиционного супер-комфорта аэропорт предлагает просто невероятные услуги, вроде живой музыки, бассейна на крыше, СПА салона, сада бабочек. Их сады под крышей - это не просто озеленение. Это огромная зона, в которой ты делаешь выдох. Это журчание воды. Это другой воздух. Человек реально, за 3-4 часа может там отдохнуть. Что же касается еды, то в Чанги есть и сингапурская, и юго-восточная, и европейская еда, в отличие от наших, отечественных аэропортов. Если говорить о московских терминалов то, с моей точки зрения, самый достойный из них – Внуково, по всем параметрам. В качестве другого примера, я предлагаю Сочи. Там много чего сделали. Сейчас терминалы стали строить и планировать с запасом человеческих потоков, с запасом свободных мест, как пример, аэропорт Хартсфилд-Джексон в Атланте, лидирующий по количеству перевезённых пассажиров. Но в Сочи, аэропорт пока пуст. Может быть, наступит момент, когда, компании станут об этом задумываться?
Вы сказали, что любой терминал – это, прежде всего, ворота страны. Прокомментируйте, пожалуйста.
Да, разумеется, любой терминал – это символические ворота в страну. Это не просто место, где люди могут расслабиться и отдохнуть. Пассажиры должны запомнить это место, оно не должно быть безликим, каким, например, был до недавнего времени парижский Шарль де Голь, который сейчас кардинально меняет свой стиль. Аэропорты должны становиться некоей визитной карточкой. Когда случаются отмены рейсов, стихийные бедствия, забастовки и проч., все аэропорты становятся одинаковыми: люди, толпы, дети... Поэтому, когда человек находится в вынужденном состоянии простоя, его надо немного развеселить, занять, дать ему отдохнуть. Бизнес-лаунжи – это для привилегированных людей, обыкновенные люди просто спят на лавках.
Нужны ли конкурсы, на тему «терминалы»?
Да, обязательно. Проведение конкурсов должно заставить сообщество дизайнеров, архитекторов, по-другому на проблему посмотреть, Любая такая инициатива - очень хорошо! Любой конкурс, привлечёт авторов, и не только серьёзных. В студенческих мозгах возникает немало интересных идей. Это очень хорошая тема. Надо, чтобы решением проблемы занялись профессионалы.
В какой пропорции должны распределяться функция и технология, декор и комфорт?
Очень трудно ввести такую пропорцию. Нужна, конечно, в первую очередь, безопасность. Необходима какая-то разумная доля. Всё должно базироваться на здравом смысле. В проектировании терминалов много тем, которые заслуживаю обсуждения, и эта – одна из них. Соединение комфорта и технологий нельзя разделить на две равные части, 50 на 50. Всё гораздо сложнее.