В Новом крыле Дома Гоголя до конца мая проходит выставка «ShotList». Выставка и её участники: Алёна Агаджикова, Елена Аносова, Умида Ахмедова, Артур Бондарь, Людмила Зинченко, Валерий Нистратов, Павел Смертин, Мария Турченкова, Артем Чернов, Сергей Шахиджанян, Оксана Юшко, Григорий Ярошенко размышляют над проблемой «не случившегося кадра». Среди фотографов есть и репортажные, чья профессия - оперативная фиксация реальности.
Денис, как куратор, художник, дизайнер, что бы вы хотели рассказать о себе?
Я не уверен, что я автор.
Как прокомментируете название выставки?
Всё, что звучит неопределенно или как ошибка, или отсылает к чему-то иному, смешивается с другим, я воспринимаю как наиболее подходящее название.
Речь вместо образа.
Какова концепция выставки?
Выставка посвящена неснятому, не-удавшемуся кадру, где место изображения занимает текст о том, каким это изображение могло бы стать. В некотором смысле, по массе, так уж определено, текст доминирует. Представленные же фотографии (иногда всего одна) призваны создать контекст и презентовать автора текста - фотографа.
"Перед глазами пространство неснятого кадра: оно пусто, его границы условны, незафиксированное содержание ускользнувшего момента выходит за рамки привычного фото повествования. Теперь, когда изображение оказалось бессильно удержать миг, могут ли это сделать слова?"
"Что произойдет, если память, привыкшая к шпаргалкам, без подсказки не сможет ничего воспроизвести? Обратится ли она к тексту или останется нема? Сохранится ли в памяти не запечатленное на внешнем носителе событие? И что нам остается делать, когда нельзя положиться на воспоминание, может быть представлять?"
Денис, а как выбирались участники проекта?
Прежде всего, я отдавал предпочтение фотографам-репортажникам, либо тем, у кого был такой опыт в прошлом. Кому, как не им быть ответственными за оперативную фиксацию реальности. Однако, в этой сфере у меня было, мягко говоря, ограниченное количество контактов, поэтому мне помогали мои друзья - специалисты в области фотографии - консультировали и рекомендовали авторов. До выставки я знал лично лишь двух будущих участников. На открытие я сделал для себя специальный файл с фотографиями авторов,чтобы узнать их при встрече, и все время сверялся с ним на вернисаже.
Как работали с архитектурой интерьерами (они не простые)?
Вместе с сотрудниками музея, с которыми я работал над выставкой, мы пришли к выводу, что пространство должно неким образом трансформироваться. Мое ощущение будущего пространства складывалось из двух элементов: лабиринта памяти и неочевидности выхода из ситуации (то есть ответа на поставленные вопросы). Было необходимо создать такой маршрут, где бы одновременно «в кадр» не попадали и вход, и выход, а только что- то одно. Таким образом, произошло некоторое удваивание пространства экспозиции. Чёрные шторы в проходах еще более усилили это ощущение. Другая (первоначальная) задача штор в проходах заключалась в том, чтобы поддержать шторы, закрывающие тексты участников выставки. Шторы перед текстом - это всегда закрытые шторы, как шторки затвора камеры, которые открываются только в момент снимка, в нашем случае - в момент чтения посетителем выставки. Кроме того, это сакрализация текста и в целом всего пространства экспозиции, а еще сопричастность зрителя-читателя выставки на уровне прикосновения, жеста.
Должен ли куратор быть автором экспозиции или этим всегда занимается дизайнер?
Я бы ещё спросил, должен ли быть куратор? Я убежден, как каждый может быть художником, так и каждый художник может быть куратором. Если выставка - это авторское высказывание, то тот, кто называет себя «куратором» должен принимать во всех процессах самое непосредственное участие. На монтаже этой выставки я, например, выставлял свет, и это было действительно увлекательно.