Московский аэропорт «Внуково» входит в бронзовую двадцатку лидеров престижнейшей премии Skytrax World Airport Awards. Аэровокзальный комплекс «Внуково-1» (АВК) уникален и масштабен. О его создании рассказывает Николай Иванович Шумаков, главный архитектор старейшего российского института АО «Метрогипротранс», построившего все линии и станции столичной подземки, а также других городов России и СНГ.
Николай Иванович, насколько важно для России строительство таких комплексов как «Внуково-1»?
В данном случае надо говорить вообще об архитектуре в России, не только об аэропортах. В России практически отсутствует архитектурная политика. После пресловутого постановления 1955 года, «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», отечественная архитектура, по сути, прекратила своё существование. Все благополучно занялись хрущёвской панелью. Если это даже была не панель, всё равно, архитектура была «панельная».
Что касается Терминалов, то такие важные объекты, как любой аэропорт, речной порт, морской порт, однозначно должны трактоваться как ворота, как въезд в страну, город, в любой, самый маленький населённый пункт. У Терминалов должна быть знаковая архитектура, знаковая во всех отношениях, чрезвычайно образная, чтобы привлекать в город пассажиров, чтобы уже на высадке/посадке создавать ту самую благоприятную атмосферу. «Внуково» так и проектировалось.
Наша история проектирования «Внукова-1» была достаточно интересной. До аэропорта мы построили первый подземный железнодорожный Терминал для аэроэкспресса «Киевский вокзал - аэропорт «Внуково». Он был нужен для того, чтобы подвести прямо к аэропорту, а точнее сказать к будущему терминалу «Внуково-1», железную дорогу. Мы успешно справились с поставленной задачей за 6 месяцев, несмотря на то, что это потребовало прокладки почти километрового тоннеля под взлетно-посадочной полосой.
Ввели её в эксплуатацию и, буквально, на следующий день к нам обратился заказчик от аэропорта с просьбой взять и вести проект. Естественно, как люди амбициозные, мы с удовольствием откликнулись на призыв. Такой объект случается раз в жизни. Но оказалось, что метро проектировать немного проще. Аэропорт же - это целый город, с огромным количеством различных служб, авиакомпаний, объектов торговли и т. д. Но, шаг за шагом, привлекая специалистов, консультируясь, чувствуя поддержку заказчика, мы справились с задачей.
Собственно, говоря, проектирование шло параллельно со строительством. Чертежи улетали с чертёжного стола. Всё шло одновременно: и строительство, и проектирование, и отделка, и монтаж оборудования. Именно поэтому, Терминал был достаточно быстро построен. Открыт он был уже в 2008 году.
Николай Иванович, в мире есть совершенно необыкновенные Терминалы, с фокусами, с мощным шопингом, с экзотическими садами и музеями, на чём сделан акцент во Внуково?
Ну, во-первых, мы живём в России, позволить себе такую роскошь, как огромный торговый мол или посадку/высадку на специальную полосу, вынесенную за пределы существующего аэропорта, не могли. Не могли, прежде всего, по экономическим соображениям. Я считаю, что сделать такой аэропорт, как «Внуково» – это уже подвиг. Там, так называемых «архитектурных излишеств» в понятии заказчика и так много, и то перебор: трёхсветное пространство, роскошные витражи, вертикаль диспетчерского пункта, даже есть фонтан! И форма его достаточно необычная. По понятиям России – уже много! Проектировали по максимуму. Я бывал в аэропортах, о которых вы говорите, «с фокусами». В Китае таких много: в Пекине, в Шанхае, и в Гонконге есть, и в Сингапуре. Шикарных аэропортов много. Но мне кажется, «Внуково» для России – это более чем шикарно! Надо понимать, что это, во-первых, госзаказ. Деньги экономили на всём, на любом этапе проектирования и строительства. Поэтому позволить себе золотые стены, выложенные бриллиантами или пространство высотой в 50 метров, как в Пекине, где потолка не видно, где всё скрывается в тумане, мы не могли. На мой взгляд, с архитектурной точки зрения, сделали хороший аэропорт.
Главное удобство, функция?
Надо сказать, что аэропорт - транспортное сооружение, а мы специализировались, сейчас специализируемся, и думаю, долгие годы будем специализироваться на транспортных сооружениях, где функция превыше всего. Развести потоки, дать все необходимые удобства пассажирам, разделить на международные и внутренние линии и т. д. - это основа любого аэропорта. Она выполнена блестяще. Здесь можно попутно обслужиться, причём в любой зоне, и на внутренних, и на международных линиях, достойно, спокойно дождаться самолёта. Есть где посидеть, отдохнуть, полежать, поспать. И при прилёте тоже самое, всё выстроено разумно, комфортно. Кроме того, в зоне вылета огромное пространство занято магазинами, ресторанами, кафе. В центре зала вылета находится ресторанный дворик с тем самым огромным фонтаном посредине, лежащим в основании диспетчерской башни, конструкции которой подобно стволу дерева «возносятся» над двориком. Пространство остеклено, также, как и зал регистрации пассажиров, куда проникает естественный свет сквозь гигантскую световую волну в кровле. Сама башня высотой в 45 метров, согласно проекту, стала архитектурной доминантой терминала. Диспетчерская разместится в ней на высоте 40 метров.
Более того, если мы развиваем тему удобства, именно сейчас мы протянули до Внукова ветку метрополитена, со станцией «Внуково» на Калининско-Солнцевской линии. Основной поток пассажиров добирался в аэропорт на аэроэкспрессе. Теперь появляется выбор. В России такое происходит впервые. Понятно, что метрополитен гораздо дешевле, чем электричка, поэтому он создаёт серьёзную конкуренцию аэроэкспрессу.
Каков пассажиропоток?
Аэропорт рассчитан на 20 миллионов пассажиров в год. Если сравнивать технологичность и функциональность, например, с аэропортом «Домодедово», в нашем аэропорте больше логики. Всё достаточно хорошо продумано. Любое движение улетающего/прилетающего пассажира обосновано, логично, просчитано, чётко.
Творческая группа была большая?
Конечно, это был огромный коллектив, с архитектором Леонидом Борзенковым, главным архитектором проекта, руководителем мастерской АО «Метрогипротранс», Сергеем Туренским, вице-президентом АО «Метрогипротранс». Было два подрядчика. Мы не решились делать технологию аэропорта сами. Технологов привлекали со стороны.