Ольга Тобрелутс, пионер медиа-арта и профессиональный архитектор, снова удивляет публику. Её новый, совместный с македонским художником Мице Янкуловски проект во время 58-й Венецианской биеннале современного искусства, рискует стать самым красивым и самым интеллектуальным.
Оля, как родилась идея этой выставки?
В сентябре прошлого года меня пригласили в Северную Македонию, в Скопию, где проходит самая главная на Балканах графическая Биеннале Остен (ОСТЕН БИЕННАЛЕ РИСУНКОВ Скопье / OSTEN Biennial of Drawing Skopje). У них имеется довольно многочисленное и очень представительное жюри, которое решило наградит меня, как пионера медиа-арта, особым призом. В Скопье, в конце сентября, я познакомилась с одним из устроителей биеннале Мице Янкуловски, и одновременно одним из самых известных и гениальных художников Македонии. Он - семидесятник, друг и единомышленник давно ставшего культовым, художника-абстракциониста Пьера Сулажа. Мице Янкуловски также создает абстрактную живопись, где использует исключительно чёрную акриловую краску, которую ему составляют на заводе по его рецепту. Благодаря массивным слоям чёрной краски (белой он принципиально не пользуется), положенной на холст, на его картине, вместо цвета работают отражённые рефлексы. И то, как ложится, краска, как бежит рефлекс, и есть - движение картины. Вообще, это очень интересно, как живопись развивалась от Яна Ван Эйка к Рене Магриту, добралась до Марка Ротко и Барнета Ньюмана и, наконец, отказалась от цвета, обратилась исключительно к световому полю, где вместо цвета – блики, вместо палитры - отражённые рефлексы, которые и составляют изображение.
Оля, но ты же создаёшь свою живопись в компьютере?
Да, я делаю эскизы своих будущих картин в компьютере, делаю трёхмерные построения абстрактных фигур,ставлю источники освещения, регулирую теплоту и интенсивность освещения. Я ведь могу сделать и три источника света, и пять. Даже количество различных теней зависит исключительно от моей фантазии. Живопись ушла из натурального, естественного земного мира и полностью перешла в мир фантазийный, медийный мир. Раньше живописец не мог рисовать без модели, даже, если он Рене Магрит, но на любой изображаемый земной объект действуют законы земного освещения, которые и пробуждают цвет. Поэтому задача использовать традиционную стадийную технологию, изображая абстрактные фигуры, построенные на компьютере, интересна с точки зрения живописного решения. В своё время я долго изучила технологию живописи, чтобы понять секреты старых мастеров, поэтому и смогла это делать профессионально.
Оля, вот так всё и закольцевалось?
Да, получилась интересная кривая, интересная для развития истории искусства. Надо сказать, что Мице Янкуловски, прежде чем начать работу над картиной, пишет палиндром,но не простой, типа А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУАЗОРА, пишет целую страницу. И эта страница читается и туда - сюда - обратно, и по диагонали, и сверху вниз, и снизу вверх. У него гениальный мозг. В своё время он получил все возможные награды в области словесности, и теперь абстрактные изображения делает на основе собственных палиндромов. Наша выставка также составлена по принципу палиндрома: его изображения начинают, а мои заканчивают экспозицию, и наоборот.
Оля, а кто куратор выставки, и где будет представлен проект?
Художников и куратора обычно выбирает OSTEN. На этот раз пригласили куратора из Музея современного искусства Будапешта Жолта Петрани (Венгрия) и куратора Корнелию Конеска (Северная Македония). Жолт Петрани вспомнил идею транскодера, которую и решил также воплотить в проекте. Как сейчас кодируется информация? Вот, например, информация, которая содержится в бликах холста Мице Янкуловски, у зрителя может возродить воспоминание о солнечных бликах на поверхности воды... У меня же, информация кодирована на фракталах, но при этом, зритель невольно вспоминает какое-то реалистическое изображение. Вот и получилось водном проекте три таких разных взгляда, три разнонаправленных вектора, три кода, которые дополняют друг друга... Проект «ТРАНСКОДЕР. До и после медиа в абстракции будет» представлен в PalazzoCa’ ZANARDI, Cannaregio 4133, Venice (OSTEN павильон Северной Македонии, с 11 мая по 11 июня)на первом этаже. Это очень красивый большой зал с колоннами, в который планируется поместить около 30-ти работ. Выставка будет длиться до 11 июня. Есть предложения, показать её и в других европейских музеях.
Тебе всегда было интересно работать с архитектурой в любом контексте, ведь правда?
Да, конечно. Сейчас у нас, например, в Санкт- Петербурге появился новый конкурс архитектуры и дизайна «Золотой Трезини». Ко мне обратился председатель «Тайного общества Белого Лебедя» с предложением сделать символический приз для вручения победителю. «Тайное общество Белого Лебедя» не афиширует себя, туда входит очень много влиятельных людей,ассоциаций и организаций, базирующихся по всему миру. Они – за абсолютную красоту в искусстве и архитектуре и хотят собрать «небесное воинство» тех, кто создаёт нечто прекрасное и абсолютное. С нынешнего года конкурс «Золотой Трезини» объявил денежную премию «за красоту», за то, насколько хорошо решён архитектурный фасад, за то, как правильно и грамотно он вписан в ткань города и проч.Я придумала, что таким символом будет шлем, увенчанный Белым Лебедем и сейчас работаю над образом этого шлема. По моему мнению, он должен быть совсем современным. Я уже изучила и шлемы мотоциклистов, и значки и эмблемы автомобилей. Считаю, очень правильно, что появилась такая награда, «за красоту», в пользу большинства горожан, которые живут в городском пространстве и являются основными потребителями внешнего вида зданий и сооружений. Вручение премии состоится в ноябре, и к этому времени я должна закончить работу.