Архитектор Николай Лызлов известен в Москве и мире своими проектами (ТЦ «Покров мост» на Большой Семёновской улице, многофункциональный комплекс «Город яхт» на Ленинградском шоссе, административный центр на Страстном бульваре, реконструкция гостиницы «Арктика» в Мурманске и проч.), но не только этим. Он – практикующий архитектор, профессор МАРХИ, вице-президент Союза московских архитекторов, обладатель многочисленных архитектурных премий. Николай Лызлов любезно согласился войти в жюри PinWin14 (смотр-конкурс концепций и реализованных проектов по теме ТЕРМИНАЛ). О важности и большом потенциале реконструкции таких объектов он рассказывает в своём замечательном интервью.
Коля, само слово «терминал» (англ. terminal) в дословном переводе означает «предел», «конец» и является конечной частью определённой структуры, обеспечивающей связь системы с внешней средой. Как ты это прокомментируешь?
Терминалы являются, коммутаторами, соединяющими людей. Раньше были такие телефонные станции. В архитектурном смысле терминал, прежде всего - организованная концепция. Эти коммутаторы очень важны, потому что они – главный узел коммуникативной инфраструктуры. Транспортные терминалы, то есть, вокзалы, порты, аэропорты являются символическим воротами в страну, в город, сложнейшими узлами, распределяющими людей.
Сейчас в отечественном дискурсе активно обсуждаются две концепции расселения. Для нашей страны это очень актуальная тема. У нас имеется огромная территория. И что же нам делать? Расселяться ровно по всей территории? А может собираться в 5-6 крупных агломераций? Одни говорят, мы можем создать комфортную среду только в каких-то локальных точках, будем строить 30-ти этажные дома, все соберёмся в эти муравейники и в них создадим отличные условия для жизни. И мне такое, признаться, очень не нравится. Нельзя жить в многоэтажном доме. В многоэтажном доме можно только работать. Жить же человек должен в доме малоэтажном.
Другая история гласит, что расселяться нужно везде-везде. А чтобы расселяться везде, необходима хорошая связь. Сегодняшнее развитие техники, как раз и позволяет нам создавать такую инфраструктуру, которая бы соединила всю страну, чтобы, например, добираться из Москвы до Питера час-полтора. Ну, это будет, как доехать в автомобиле от центра до окраины Москвы в час пик. И съездить в город Владивосток на скоростном поезде скоро будет можно часа за четыре! Всё дело в транспортной инфраструктуре. Равномерное расселение в себя включает всё лучшее, накопленное цивилизацией.
В 17-ти этажных домах люди не могут ни дружить, ни знакомиться. Там невозможна никакая самоорганизация, а в маленьких городах, среди природы, такое возможно. В России масса живописных городов. Кому-то захочется жить на Южном Урале, кому-то - на Кольском полуострове, любителю Андрея Звягинцева, например. Я, лично, очень люблю Белгород, а кто-о предпочтёт Алтай. И при этом будет возможность резко сесть и сгонять на выставку Ильи Ефимовича Репина в Третьяковку… Для этого и нужна хорошая транспортная инфраструктура.
Терминал – это нервный узел инфраструктуры, да?
Да, он - точка сборки. Есть в Америке город Атланта, в аэропорту которого каждые 7 секунд приземляются самолёты. Через Атланту пассажиры летят из одного города в другой, и терминал может обработать великое количество людей! Такие есть и в Европе, в Мюнхене, Милане, Франкфурте. И в Москве скоро появится такой. И он будет в Жуковском. Там - самая большая взлётная полоса. Он будет работать как пересадочный узел, обслуживать людей, которым из Европы надо, например, попасть на Дальний Восток, а из Мадрида в Сингапур…
Но ведь существуют не только транспортные терминалы?
Да, есть и другие, рынок, например, который также имеет особенное цивилизационное значение. Рынок – необходимое условие разделения труда, основы развития общественного производства. Без рынка мы бы до сих пор голыми по лесу бегали! Рынок всегда был одним из важнейших градообразующих элементов. На рынке происходило буквально всё, там люди обменивались результатами своего труда, меняли мясо и пшеницу на мануфактуру, на деньги, делились информацией.
И, таким образом, двигалась культурная, социальная и прочая жизнь. То, что сегодня мы называем торговыми терминалами, - сегодняшняя форма рынка. Правда сам я люблю покупать в маленьких магазинчиках. Но вот есть, например, такая замечательная страна Саудовская Аравия, где всегда жарко, где на улице делать нечего. А в терминалах есть всё, от культуры, на любой вкус, до магазинов и ресторанов, тоже на любой вкус. Это и есть современный форум, место коммуникации, точка сборки.
Коля, а что ты можешь сказать о московских аэропортах?
Мне лично, очень нравится Внуково. Он является моим любимым из московских терминалов. Там правильная логистика, что очень хорошо: когда ты приезжаешь на экспрессе и поднимаешься на эскалаторе, то точно попадаешь в точку вылета.
Тащиться, как в Домодедове, через улицу очень неприятно. А в Шереметьеве своя транспортная проблема, ты всё время должен бежать на посадку сломя голову.
Но мой любимый аэровокзал, любимый терминал находится в городе Белгороде, международный аэропорт, между прочим! Прилететь и улететь оттуда нет никакой проблемы. И находится он в городе, в зоне, где расположены большие магазины, вроде ИКЕА. И даже в час пик ты на машине за 20 минут попадаешь в центр Белгорода.
Коля, ты строил ТЦ, то есть торговые терминалы, а хотел бы построить аэропорт?
Такой архитектор, конечно, прежде всего -технолог. Это должна быть очень лапидарная, утилитарная архитектура. И чем она проще, тем лучше. Внуково, автором которого является президент Союза архитекторов России Николай Иванович Шумаков, конечно, построено замечательно. Всё должно быть внятно, понятно, быстро, терминал, прежде всего, должен быть удобным. Первое – удобным, второе – красивым. Если будет выбор, я выберу удобство. Из торговых терминалов я проектировал ТЦ «Покров мост», на Большой Семёновской в Москве (здание площадью 1800 кв. м стало одной из самых известных работ Николая Лызлова и было принято в коллекцию современной российской архитектуры МУАРа – прим. ред.) С компанией Capital Group я построил один из Метромаркетов на Пролетарской, как раз над метро.
Входы в Метромаркет интегрированы в выходы метро. Это терминал. Это удобно. Ты бежишь в метро и тут же делаешь необходимые покупки.
Я абсолютно уверен, что сначала должна быть польза, прочность, а потом должна получиться красота, как в Шуховской башне. Там же о красоте никто не думал. Владимир Шухов, вообще инженер был, думал про пользу и про прочность. Время прошло – пользы не осталось никакой, она же не работает, прочность - сомнительная, а красота осталась, причём, ко времени не привязанная... Красота – абсолютная категория. Вот так она и должна рождаться. Если же, ты делаешь красоту ради красоты, то заранее обречён на поражение.