Центр творческих индустрий «Фабрика», знаменитый московский арт-кластер, расположенный в зданиях промышленного предприятия позапрошлого века, отметил свой четырнадцатый День рождения. Бессменный директор «Фабрики» Ася Филиппова - номинант VII Ежегодной Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад», а также лауреат премии Montblanc de la Culture Arts Patronage- награды в области культуры, которой отмечают покровителей искусств. Премия существует с 1992 года, в России её лауреатами в разные годы становились Иосиф Бакштейн, Ольга Свиблова, Михаил Пиотровский, Евгений Миронов и др. О работе, планах, искусстве, дизайне и архитектуре рассказывает Ася Филиппова. Читайте с удовольствием!
Ася, почему четырнадцатый День рождения «Фабрики» стал таким значимым и торжественным?
Так совпало, что меня наградили премией Montblanc de la Culture Arts Patronage – наградой в области культуры. Это сильно добавило торжественности и значимости моменту. В остальном, как и всегда, в этот день мы объявляли победителей сессии «Фабричные мастерские», что для нас крайне важно и значимо, так как задаёт нам план работы на 2019 год. Мы тщательно готовились, отбирали заявки, и рады, что всё прошло хорошо. С достойными победителями в этом году нам будет интересно работать.
Заявок традиционно поступило более ста, отобрано, в общей сложности, около 12 человек в четырех номинациях. Отбор проходит в два этапа. Мы получаем заявки, даём полный список заявителей экспертному совету. Эксперты составляют лонг-лист, он передается на рассмотрение жюри, которое формирует короткий список, и, наконец, определяются победители.
Номинации программы остались теми же: «Мастерская на «Фабрике», «Выставка на «Фабрике», специальный грант «Пиранези LAB», (на осуществление тиража печатной графики) и «PUBLIC SPACE» (проведение перформансов и презентация проектов вне выставочных пространств «Фабрики»). Помимо этого, мы собираемся ввести ещё одну номинацию, которая будет называться «Особый приз жюри», «Специальный проект» или «Эксперимент»- точное название ещё не утверждено.
Результаты селекции проектов показывают, что такая номинация должна появиться.
Ася, у вас есть возрастные ограничения?
Да, есть, безусловно. Мы работаем с художниками старше 35-ти лет (и до 50-ти). Потому что все поддерживают молодых. В 35 лет художники уже переходят в категорию взрослых и, зачастую, теряют поддержку.
Ася, трудно управлять «Фабрикой»?
Трудно было первые годы. Сейчас я работаю в штатном режиме. Довольно напряжённо работаю, не могу себе позволить уехать на месяц или появляться на работе один раз в неделю. Но сейчас моя работа уже не является драматической и трудной. Её много, она ежедневная, но это деятельность не в режиме катастрофы.
Ася, почему именно выставка Андрея Кузькина и перформанс «Пиранези LAB» были приурочены к Дню рождения Фабрики?
Я считаю, что Андрей Кузькин является одним из самых интересных и значимых российских художников на сегодняшний день. Он долго и многодельно готовил и инсталляцию в своей мастерской, и выставку в зале «Артхаус». А перформанс, который был полностью организован «Пиранези LAB», имеет для нас большое символическое значение. Это продукт, целиком сделанный на «Фабрике», отражающий то, над чем мы работаем, как мы это делаем, что мы пытаемся донести до зрителя.
Премия Montblanc de la Culture Arts Patronage имеет небольшую денежную составляющую, куда будут потрачены деньги?
Денежную составляющую премии я направлю на поддержку проектов в рамках «Фабричных мастерских».
Ася, ваш арт-кластер, расположен в зданиях промышленного предприятия, фабрики технических бумаг «Октябрь», работающей и по сей день, как вы с этим живёте?
У нас есть технические службы, и вообще имеется 17 зданий: 15 капитальных и 2 временных. Их нужно поддерживать в рабочем состоянии. У нас есть арендаторы, которых мы также считаем резидентами Фабрики - издательство Ad Marginem, компании, которые занимаются дизайном, полиграфией, производством мебели. Есть арендаторы, которые занимаются строительством и архитектурой.
Что можете сказать о реконструкции?
У нас нет специального штата, который бы занимался архитектурными проектами, но мы стараемся приводить наши здания в соответствующий современным требованиям вид. Есть, например, помещение, в котором сейчас работает центр Дизайн-мышления. Помещение это спроектировало бюро Фёдора Дубинникова. Пространство, где располагается «Пиранези LAB», - огромный по высоте цех, который также был реконструирован. Он очень красив и впечатляющ. Весной мы с нетерпением ждём перезапуска актового зала, в котором заработает новый культурный акселератор - «Бумажная фабрика». Люди, которые собираются этим пространством управлять, обратились к архитектору Александру Бродскому, и это вселяет в нас большие надежды!
Не страшно браться за такие глобальные проекты?
У меня никогда не было безоглядной храбрости. Просто была работа, и её надо было делать, и я понимала, что это всерьёз и надолго.