Израильский культурный центр «Натив» и посольство государства Израиль представляют выставку израильского промышленного дизайна «Открытые пространства» в Центре моды и дизайна Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Впервые в Москве до 7 февраля показывают тридцать лучших работ выпускников знаменитой национальной Академии искусств «Бецалель» (Иерусалим). Об особенностях молодого дизайна, об инновациях и будущем человечества рассказывает со- куратор выставки Кристина Краснянская.
Кристина, каковы особенности израильского дизайна?
Эта выставка проходит при поддержке нашей галереи «Эритаж» и галереи «Триумф». В данном случае, мы ведём разговор о дизайне будущего. Чем меня лично заинтересовал этот проект? Дело в том, что я уже достаточно долго изучаю и выставляю дизайн, а промышленный дизайн для меня является новой гранью в этой области. Первое упоминание о промышленном дизайне восходит к школе Баухаус. В середине 1930-х годов, Баухаус активно развивался в Палестине, куда эмигрировали из Германии еврейские архитекторы и дизайнеры. Промышленный дизайнер - это человек, который объединяет в себе весь производственный комплекс, от генерации идеи, до её просчёта, её визуализации и, конечно же, всю художественную часть. Израильская Академия Бецалель является одной из флагманских школ в области индустриального дизайна. То, что вы видите на выставке – уникальные экспонаты. Таким образом, выпускники, создавая среду обитания человека, вступают в диалог между сегодняшним опытом и будущим, формируют новое пространство. Сегодня, здесь, на выставке у нас есть шанс заглянуть туда, в завтрашний день. Меня просто поразили работы выпускников!
Какие темы они затрагивают?
Очень разные темы. Главная задача выставки - отразить пространство идей, в котором существует современный промышленный дизайн, очертить его концептуальное «поле», изменчивое, остро реагирующее на требования времени, постоянно расширяющее свои границы. Экспозиция из тридцати работ разделена на пять частей: «Обычная жизнь», «Окружающая среда», «Культура и образование», «Инновации», «Локальные культуры». Здесь «обычный» ковёр становится настоящей игровой комнатой для ребёнка, заменяет ему целый ряд игрушек, но тем не менее, это никак не влияет на общий интерьер, он его не портит. Ещё один мой любимый, потрясающий проект – домашний аппарат для диализа. Аппарат, которым можно пользоваться в домашних условиях, так спрограммирован, что держит связь с клиникой, с врачами. И пациент чувствует себя вполне комфортно, защищённо. Есть здесь книга для слепых и слабовидящих детей. Детская книжка - один из механизмов познания мира. Как же воспринимать ребёнку мир, если он не видит? Что такое слепое детство? Книга для слепых и слабовидящих детей разговаривает с ребёнком, её можно и нужно трогать. Через осязательные и звуковые ощущения она позволяет ребёнку погрузиться в мир сказок. Есть на выставке даже мебель, которая сделана в виде алфавита. Из букв и слов ты можешь составить собственный месседж. А вот новый дизайнерский чемодан позволит положить в него в два раза больше вещей, чем обычно, за счёт специально встроенного вакуумного отсека, который всасывает избыточный воздух и прессует вещи. Всё, что представлено на выставке – это прототипы. Экспозиция построена таким образом, что даже без особых объяснений, пройдя по ней, ты можешь разобраться, что и с какой целью сделано, увидеть вещи, которые войдут в повседневный обиход нашей жизни, стать её частью, сделать нашу жизнь проще, комфортнее, удобнее.
Кристина, это международный проект?
Да, это международный проект. Израиль славится своими высокими технологиями. Безусловно, часть предметов будет реализована, внедрена в производство. Выпускники Академии работают по всему миру. Их знают. Их приглашают. Они востребованы. И я думаю, что это не последний наш совместный проект.