В галерее «Наши художники» до 27 января открыта выставка крупного художника-портретиста Савелия Сорина (1878–1953), представителя русской эмиграции первой волны. Первая персональная выставка Савелия Сорина в России состоялась 45 лет назад в Третьяковской галерее и Русском музее, и вот теперь – вторая! Роскошную выставку комментирует внук Савелия Сорина, Владимир Сорин, узнавший о существовании своего великого деда всего лишь 30 лет назад. В советское время родители скрывали от мальчика, что у него есть родственники за границей. Это было опасно. А дед, живший во Франции и в Америке, был одним из самых успешных и признанных художников.
Владимир, это новое открытие Савелия Сорина?
Да, конечно, что очень важно сегодня. Выросло несколько поколений людей, которые ничего не знали про этого художника. Более того, они ничего не знали и про то, что в огромной толпе художников-авангардистов начала ХХ века всё же было несколько человек, которые не пошли по общему пути, но продолжили, как сейчас говорят, нео-академическую традицию. Конечно, это не один Савелий Сорин, но такие большие художники, как Борис Григорьев, Василий Шухаев, Александр Яковлев и др., которые, что говориться, не дали выплеснуть с водой ребенка. Путей в искусстве много и неверно следовать одному-единственному. Помните, как у Киплинга: «96 дорог есть, чтоб песнь сложить ты мог»? И это правильно, поверьте. Дед следовал выбранному необщему пути, который не совпадал с мейнстримом. Несмотря ни на что, он стал очень популярен, был одним из самых успешных художников и во Франции, и в Соединённых Штатах. Он внесён в галерею величайших художников Америки. Его работы правительство Франции поместило в Люксембургский музей Парижа, что очень почётно. Его портреты вошли в собрания крупных западных музеев – Метрополитен-музея и Фрик Коллекшн (Нью-Йорк), Музея изобразительных искусств (Сан-Франциско), Национальной галереи искусства (Вашингтон). Они до сих пор украшают резиденцию членов британской королевской семьи Кларенс-хаус в Лондоне.
Сейчас искусство Савелия Сорина снова становится актуальным, в чём дело?
Дело вот в чём. Портрет – это самый сложный вид деятельности художника. Это, пожалуй, самый трудный жанр в изобразительном искусстве. Потому что не внешний вид нужно изображать - это с успехом делает фотография - необходимо изображать главное в психологическом строе – сущность человека. А это совсем не простая задача. Суть человека, его истинное лицо проявляется не сразу и не вдруг. Её надо увидеть, разглядеть. Для это необходим второй талант - психолога. Деду повезло. У него были эти два таланта. Он был хороший художник и удивительный психолог. В свои бродяжнические годы, когда он был ещё подростком из Полоцка, этот талант просто помогал ему выжить, когда надо было понять, что за человека он встречает на дороге. От этого зависело, будет он сегодня бит или сыт. У него эти способности обострились. Он уже был известным и преуспевающим художником, но не оставлял своих специальных «рабочих» приёмов. Во время работы он непрерывно разговаривал со своей моделью. Этому, конечно, учил и Илья Репин в Петербурге, об этом в Одессе ему рассказывал Кириак Костанди. Это общее место, об этом знают все художники, но не все этим умеют пользоваться, как следует, а дед умел. С некоторыми он разговаривал жёстко, с некоторыми – мягко, с некоторыми – по-светски… В эпоху модерна, когда Савелий Сорин сложился как художник, как личность, он примкнул к модному тогда философскому течению - богостроительству, к идеалу Вечной Женственности, увидеть отражение которой можно только в те редкие моменты, когда грубая материя не заслоняет этой сущности, которую надо зафиксировать. Дед это научился делать фантастически виртуозно!
Не фамильный портрет трудно вместить в личный, частный интерьер, а вот портреты Савелия Сорина можно, в чём причина?
Портрет – это, действительно, очень личное. Недавно я прочитал одну давнюю статью в старой американской газете, большой репортаж о выставке, проходившей в Нью-Йорке в 1934 году. Там было 40 работ деда. Первые строки такие: «Особенные работы Сорина следует рассматривать долго. Особенные работы Сорина следует рассматривать в подлиннике. Если вам не повезло, и вы не можете посмотреть их в подлиннике, смотрите в хороших репродукциях, но только в натуральную величину». В той же стать есть замечательные слова, что почти про каждый портрет Сорина можно написать роман. Так что, любой портрет Савелия Сорина может быть в любом интерьере, как хорошая книга, и у вас, и у меня.