Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Социалистический Сюрреализм». В экспозиции представлено 16 фоторабот Саши Генциса – это фотографии исчезнувшего ЗИЛа. Сюжеты концептуальны и построены на противоречиях, о чём и рассказывает автор.
Итак, Саша, чему посвящена выставка?
Выставка «Социалистический Сюрреализм» посвящена ЗИЛу, то есть заводу имени Лихачёва, одной из старейших автомобилестроительных компаний России, истории этого завода, его энергии, его силе. Я снимал последние четыре года его существования, пока он не был снесён. Мне посчастливилось быть последним человеком, который вошёл туда и смог из этого сделать художественный проект, посвящённый советским традициям и индустриальным победам исчезнувшей страны под названием СССР. Для меня, отца двоих детей, очень важно передать новому поколению, что у нас были грандиозные идеи и великие достижения, не только нефть и газ, что мы можем вернуться к производству самолётов, автомобилей, к тому, что делает страну индустриальной и сильной.
Как сделан проект?
Проект выстроен в традициях современной авторской фотографии. Это большие работы, размер которых достигает два с половиной метра в длину. Это авторское видение того, что было передо мной на заводе, демонстрирующее судьбу индустриальных объектов социализма в современном мире. Духом, опытом и лозунгами социализма пронизаны все интерьеры ЗИЛа. Образы настолько не укладываются в реальность, что применительно к ним отлично подходит определение «сюрреализм». В этом проекте соседствуют абсолютно противоречивые вещи, однако вместе они составляют целостную картину. В коллекцию «Социалистического сюрреализма» вошли 40 работ. На выставке представлены 16 из них. Остальные кадры можно увидеть в коллекционном издании лимитированного выпуска в 100 экземпляров. Каждая работа будет также выпускаться лимитированным тиражом.
Ваши любимые фотографы?
Не сказать об Андреасе Гурски было бы неправильно. Андреас открыл новую эру фотографий большого формата с максимальным количеством деталей. Когда я работал над своим проектом, для меня также было важным показать мельчайшие объекты, максимально передать их реальность. Например, когда смотришь на фотографию с условным названием «Пульт управления ТЭЦ», хочется оторвать скотч, «приклеенный» к ней, но ведь этот скотч - часть снимка…
Саша, в экспозиции, кроме фотографий, я вижу артефакты, совершенно дизайнерские объекты. Это тоже ЗИЛ?
Да, для того, чтобы полностью передать ауру, атмосферу ЗИЛа. Я показал предметы, которые мне удалось сохранить. Вот, например, шкаф, обклеенный фотографиями футболистов со всего мира. Здесь есть Зинедин Зидан, Андреас Мюллер, сборная СССР 1960 года. Они украшали жизнь рабочих завода, их быт, радовали их. Шкафчик можно видеть также на одной из моих фотографий. Ещё один объект, который можно принять за дизайнерский – это всего-навсего сушилка для свежеокрашенных деталей с ЗИЛа.
Чтобы с ещё большим удовольствием рассмотреть проект, нужны какие-то подсказки, они есть?
Да, мы сделали аудиогид в приложении музея, где каждая фотография сопровождается моим комментарием: так зритель сможет понять, что перед ним. Есть уникальные истории из жизни сотрудников! Например, в цехе по производству чехлов для лимузинов, есть рабочее место сотрудницы, которое не менялось на протяжении 40 лет. Здесь изображена вся её жизнь в мелочах: походы, праздники, стройотряды… На другой фотографии мы видим один из первых котлов ТЭЦ, которая вырабатывала энергию для ЗИЛа. Присутствие человека в кадре помогает оценить грандиозные размеры, масштаб этого сооружения. Или же один из ключевых образов - «Доска почёта». Производства уже давно нет, а 12 его участников остались на месте, попали в историю. Сюрреализм!
Что, по вашему мнению, настоящее искусство, дизайн, архитектура?
В искусстве самое главное – чтобы зритель мог увидеть и понять в произведении именно ту мысль и идею, которую автор хочет ему донести. Дизайн и архитектура создают атмосферу для нашей жизни, несут в себе инженерную идею, передают технологические достижения. Завод ЗИЛ, спроектированный братьями Весниными – яркий пример архитектуры той эпохи.
Ваше отношение к дизайну?
Мне интересно всё, что связано с дизайном. Ведь предметы, которые нас окружают, обладают определенной дизайнерской идеей. Каждый объект на ЗИЛе – это результат этой идеи. Считаю, что фотография тоже в какой-то мере является объектом дизайна интерьера. Она даёт возможность формировать интерьер, экспериментировать, подбирать варианты. Уверен, что фотография будет всё активнее попадать в жилые пространства.