Салон высокого искусства и дизайна 2018 состоялся в Ивановском зале Российской государственной библиотеки, открывшемся после масштабной реставрации 23 декабря 2016 года. О знаковом арт-событии и истории этого замечательного архитектурного сооружения рассказывает Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки по внешним связям и выставочной деятельности.
Наталья Юрьевна, это здание было построено для Румянцевского музея?
Да, это здание Картинной галереи было построено в 1915 году. Московский публичный и Румянцевский музей был открыт в 1862 году. В начале ХХ века в нём были отделения Изящных искусств, Этнографии, Рукописей и старопечатных книг, Древностей и библиотека. Многочисленным коллекциям было тесно в Пашковом доме и его флигелях. Поэтому в Москве был объявлен конкурс на сооружение Картинной галереи. И в результате архитектором Николаем Львовичем Шевяковым было построено здание, выходящее фасадом на Староваганьковский переулок.
Но нынешний облик Ивановского зала выглядит достаточно современно?
Когда началось строительство современного комплекса библиотеки им. В. И. Ленина, часть здания Картинной галереи была снесена. Сохранились только фрагменты. И долгое время здание служило подсобным помещением. Полтора года назад после реконструкции была восстановлена сохранившаяся часть (сохранились стены и фундамент). Первоначально крыша была стеклянная, так что свет через второй этаж проникал на первый. Архитектор Шевяков спроектировал здание так, чтобы во всей красе экспонировать картину Александра Иванова «Явление Мессии», полотно размером 540 × 750 см. Кроме того, здесь находилось почти всё наследие Александра Иванова, его этюды к картине, библейские эскизы. Кстати, именно поэтому, зал получил своё имя. После революции, даже появилась идея создать здесь музей Александра Иванова. Закончилось всё тем, что художественные коллекции были распределены по разным музеям. Но кроме Иванова здесь находился и Левицкий, и Боровиковский, и Федотов, и Перов, и Семирадский и т. д. и т. д. Здесь же была и зарубежная живопись, часть картин Эрмитажа, которую Александр II передал музею.
Какие выставки здесь уместны?
При реконструкции была поставлена задача создания универсального выставочного пространства, которое позволяет нам проводить выставки разного вида. Благодаря реконструкции и передовым методам музейного экспонирования, зал превратился в современное арт-пространство. Салон высокого искусства и дизайна - выставка галерей. Здесь всё было традиционно. Не потребовалось, например, использовать мультимедиа. На наших же выставках огромную роль играют современные методы раскрытия предмета. Мы показываем и книги, и рукописи, и карты и, одновременно, широко используем мультимедийные возможности. Прошедшим выставкам мы продлеваем жизнь в выставках виртуальных. Большую часть выставочного контента можно посмотреть в формате виртуальных выставок.