Самая стабильная и успешная московская галерея «Файн Арт» на международном рынке уже более четверти века! С момента своего образования галерея провела около трёх сотен выставок, в том числе в Московском музее современного искусства, в Государственном Русском Музее, в Государственном центре современного искусства. Галерея участвует в ярмарках в России и за рубежом, в аукционах Phillips, Sothebys и Vladey, работает со знаменитыми мастерами, такими, как Игорь Вулох, Эдуард Гороховский, Андрей Гросицкий, Сергей Шаблавин, Игорь Шелковский, Андрей Бартенев, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Александр Савко, Дмитрий Шорин, Серж Головач. Галерея открывает новые таланты, работает с молодыми. Это Екатерина Белявская, Ирина Дрозд, Елена Ковылина, Иван Коршунов, Анастасия Кузнецова-Руф, Тимофей Смирнов, Маша Шубина. Среди зарубежных художников, с которыми тесно сотрудничала галерея - итальянец Паоло Чиаббатини и испанец Хосе Антонио Соролья. Секреты успеха и профессиональные тайны в эксклюзивном интервью нашим читателям раскрывают Марина Образцова, директор галереи и Ирина Филатова, куратор галереи.
Итак, вы уже на рынке 26 лет, с чего началась история галереи «Файн Арт»?
Марина Образцова:
Да. Это был 92 год. В 1992 году я познакомилась с Фёдором Огарёвым, работавшим в «Союзхудожэкспорте». Это был тот момент, когда распадались все внешнеэкономические организации. Мы с Фёдором Огарёвым решили сделать галерею. У него были контакты, большой наработанный опыт. «Союзхудожэкспорт» много ездил по зарубежным ярмаркам. (Тогда ещё никто не имел возможности выезжать в Европу, кроме госорганизаций). У меня тоже был опыт, а ещё, заработанные в компании, занимающейся прикладным искусством, деньги. Куратором галереи пригласили Ирину Филатову, делавшую программы в те годы для «Союзхудожэкспорта». Подбором художников занималась она. Концепцию – «Башню из слоновой кости» согласовывали вместе. Получилось так, что первая наша галерея была на Старом Арбате, где прямо по диагонали когда-то жил Андрей Белый, а в соседнем доме – Борис Зайцев. Такая вот интересная образовалась параллель!
Наша галерея находилась в старом, дореволюционном доходном доме. Конечно, никакую перепланировку мы не делали. Пространство было так организовано, что там ничего и не надо было кардинально менять: два больших зала, холл, два кабинета, хранилище.
Стены были капитальные. Мы их сделали светлыми. Постелили серый ковролин, который в 1992 году был в жутком дефиците. И в общем, получилось очень уютное пространство.
Ирина Филатова:
Я, как частное лицо, сотрудничала с «Сюзхудожэкспортом». В глухое советское время я познакомилась с Павлом Хорошиловым – тогда директором ВХПО, затем «Сюзхудожэкспорта» , позже, заместитель Министра культуры Российской Федерации. Я занималась современным искусством, и мне это очень нравилось. Я знала очень многих художников андеграунда, но в Советском Союзе их выставки были невозможны. И вдруг всё стало можно. Сейчас много хороших специалистов в этой области, а тогда… Искусствоведы, например, в те времена, практически не посещали мастерские Ильи Кабакова, Эдуарда Гороховского, Игоря Вулоха и др. Я же уже тогда знала фурманщиков, дружила и общалась с ними, до того, как они поселились на Чистых прудах. Когда Фёдор Огарёв познакомил меня с Мариной, у нас было много учредителей. Через несколько лет мы остались в галерее вдвоём. Проекты и концепции вырабатывали вместе, и до сих пор мы всё обсуждаем и решаем вместе. Для «Союзхудожэкспорта» я делала программы для ярмарок, для приезжающих западных коллекционеров. У меня был наработанный опыт.
В то время, жизнь в современном искусстве после запретов внезапно вырвавшаяся из подвалов на улицу, на воздух, просто кипела, люди увлеклись акционизмом, инсталляциями, объектами. Денег много тогда не нужно было, чтобы заниматься современным искусством. Мы продвигали все современные тенденции. Были у нас в галерее и шестидесятники, и семидесятники, и совсем молодые. В то время, когда все очень рассчитывали на спонсоров, мы поставили себе цель: ни от кого материально не зависеть! Поэтому и стали заниматься живописью, графикой, скульптурой, что востребовано, что можно купить.
Мы понимали, что для известности должны привлекать знаменитостей. В наших первых выставках участвовал и Эдуард Гороховский, и Игорь Вулох, и Игорь Снегур, и Слава Колейчук, и Лев Кропивницкий. С другой стороны, мы привлекали художников менее известных, но перспективных.
Марина Образцова:
Многие молодые начинали в нашей галерее:
Богдан Мамонов, например, Дубосарский&Виноградов, Жора Литичевский, Саша Туманов, Боря Бич. А продавать мы начали ещё до того, как появилось выставочное пространство. Продали, например, Игоря Вулоха в коллекцию Югорского банка. Потом, когда переехали в галерею, у нас появились и другие коллекционеры. Первая же выставка, которую мы сделали в галерее, продалась наполовину. Конечно же было тяжело. Не было культуры коллекционирования. В советское время работы или дарились, или покупались у художников на прямую. Не существовало ценообразования, не было рынка, понимания. Мы с нуля начинали всё это разрабатывать. Художники за свои произведения назначали миллионы. Не понимали, что должна быть какая-то система. Они считали, что галеристы на них зарабатывают бешеные деньги. А что мы вкладываем усилия, время, деньги, проводим работу с прессой – не понимали. Мы стояли у самых истоков.
Ирина Филатова:
Зато заниматься современным искусством было весело!
Марина Образцова:
До этого тоже было весело, когда сидели по мастерским и закусывали. А теперь приходилось деньги зарабатывать, аренду платить. А аренду начали повышать. Мы пробыли на Арбате 4 года.
Вторая наша галерея находилась на Триумфальной площади. Мы взяли мастерскую художника, сделали ремонт и какое-то время не платили аренду. Потом платили, но не слишком большую. Потом аренда снова стала расти. Повышение аренды - вечная история, как только ты обживёшь и обустроишь пространство.
Ирина Филатова:
Я хочу добавить, что почти все знаменитые московские художники прошли через нашу галерею. Оле Солдатовой мы дали толчок, Диму Гутова сподвигли на живопись. А скольких мы сделали модными, популярными, узнаваемыми! Дубосарского с Виноградовым вначале вообще никто серьёзно не воспринимал. Потом мы переехали на Винзавод. Потому что надо было развиваться.
Марина Образцова:
Да и художники нас тоже начали подталкивать к переезду, им нужны уже были другие пространства. Время подвальных галерей прошло.
Всевозможные мероприятия, выставки, ярмарки важны для галереи?
Ирина Филатова:
Мы участвовали во всех московских биеннале, в том числе и в молодёжных, в параллельных программах. Это были, как правило, некоммерческие проекты. В Венецианском биеннале участвовали наши художники: Дубосарский&Виноградов, Валерий Кошляков, Костя Звездочётов.
А если говорить о коммерческих проектах?
Марина Образцова:
Мы ездили и на зарубежные ярмарки. Ездили на АRCО в Мадрид. Конечно, ярмарку мы не окупили, Эдуарда Гороховского продали да Лаврентия Бруни. Были на АРТ Вене, АРТ Афинах, Scope- Майами.
Наша молодая Cosmoscow тоже очень важна для нас. Рынок-то всё равно здесь. Европа – это всё имиджевые поездки, а здесь - покупают. Cosmoscow очень успешная ярмарка, профессионально сделанная, выверенная. Она учла опыт и АРТ Манежа, и АРТ Москвы и получилась на очень хорошем западном уровне. Участвовали и в аукционах Phillips, Sothebys, Vladey. Сейчас ситуация изменилась. Российских художников на западные торги не принимают.
Ирина Филатова:
В 2008 году снова случился кризис, и всё рухнуло. Но жизнь понемногу налаживается.
Марина Образцова:
У нас в галерее никогда не было стабильности. Однако, больше, меньше, но продажи всегда были. Главное – мотивированно зарабатывать деньги. Их нам не откуда больше взять. Вот и всё. Мы работаем. Каждый день ходим на работу. И видим плоды своей работы. Мы жили в одной стране, а оказались в другой. У молодого поколения другое понимание жизни, ценностей и проч.
Ирина Филатова:
Молодые художники, которых мы выбираем, становятся известными: Ася Кузнецова-Руф, Тимофей Смирнов, Иван Коршунов… Сейчас уже все работают с молодыми, потому что выбрано искусство шестидесятых-семидесятых. А мы всегда смело работали и работаем с молодыми художниками. Нас за это избрали почётными членами Академии художеств РФ.
Марина Образцова:
Нужно идти вперёд. Как только ты останавливаешься, то начинаешь деградировать. Мы же не магазин.
Ирина Филатова:
Мы первые. У нас свой покупатель, с узнаваемым лицом.
Конкуренция, важна в галерейном деле?
Марина Образцова:
Да, конечно. Все галереи разные. У каждой своё мироощущение, своя концепция. Рынок такой колоссальный, только работать и работать! Работаем мы только с профессиональным искусством.
Ничего не боитесь?
Ирина и Марина:
Нет, ничего не боимся.
Ирина Филатова:
Кроме того, мы делаем музейные проекты. Два сделали в Русском музее, два – в Московском музее современного искусства. И сейчас у нас будет ещё один – в ММСИ на Петровке 25. Были проекты в ГЦСИ, наши художники выставлялись в Пермской картинной галерее. Наше новая выставка в ММСИ на Петровке, собственно, будет посвящена 25-летию галереи, хотя нам уже и 26 лет. Она будет называться «Апология заблуждений». Там мы представим все поколения художников, с которыми работали на протяжении этих лет. Она откроется 4 декабря на третьем этаже и мы уже просчитали все 600 кв. м.
Как вам удаётся работать так успешно и дружно 26 лет?
Марина Образцова:
Все галерейные пары уже распались. Да и многие семейные то пары уже распались… Мы такие две разные личности как-то дополняем друг друга. И поэтому, может так и сохранили себя. Живём и радуемся жизни.