На Петровке, в Музее современного искусства отмечают юбилей - десятилетие Laboratoria Art& На Science Foundation. До 11 ноября здесь можно видеть выставку «Daemons in the Machine» («Демоны в машине»). Подбор художников весьма интернационален: от Мемо Актен (Великобритания), Томаса Фойерштайн (Австрия) до Жюстин Эмар (Франция), ну и так далее. Среди них – наш знаменитый соотечественник, работающий с новейшими художественными формами Дмитрий Каварга. Он рассказал нашим читателям о новой демонологии, художественном осмыслении искусственного интеллекта, футурологических аспектах современных технологий и новейших художественных формах.
Дима, расскажи о своём новом проекте.
Это «Саморефлексирующий мистификатор Сокала», он же «Поглощающий концепты» и стоит в ряду прочих моих роботизированных объектов из большого проекта «Оболочки смысловых конструкций». Все они, наделённые телом философские теории и концепты, то есть ожившие в виде механизированных сущностей фантазмы и мыслительные вирусы. Но этот ещё и концепты пожирает, испражняя их в последствии яркими цветными потоками. Особо не вдаваясь в смысловую суть прочитанного, он вглядывается, в лист текста, погружаясь на какое–то время в анализ и лингвистическую классификацию, скажем, отрывка из Хайдеревского бытия и времени… Интеллект позволяет ему распознавать там целую линейку лексических, морфологических и образно—ассоциативных характеристик, которые он и переваривает в двигательную активность и красочные пузыри. Но объект лишь оболочка смысловой конструкции и видит в тексте свои подобия, тени, лишённые любого нарратива.
Как это сопряжено с названием выставки?
Конечно, здесь уместно обратиться к названию выставки «Демоны в машинах», потому что то, что делает мой объект и то, чем он является, и есть практически стерильный демонизм. Собственно, тот же самый, что обитает в наших головах и извергается оттуда в виде умозаключений… Когда-то, давным-давно человек откусил от яблока познания и всё вдруг пошло иначе, хотя это, конечно, метафора. На самом же деле, посетившие нашу планету пришельцы, сделали вирусную прививку инородного рассудка биологической машине в виде местной обезьянки. С того момента многое пройдено и вот мы уже в шаге от превращения в мудрёный программный код или схему. Осталось лишь чуть модернизировать телесное вместилище, а то и вовсе от него отказаться, в общем, дело за малым.
Как квалифицируешь свои объекты?
Если говорить о направлениях в моём творчестве, то я их конечно как могу разноображу: от микрорельефов до гигантских ландшафтных объектов, от кинетической скульптуры до биологической обратной связи. И это потому, что хочется оторваться хоть на миллиметр от беспросветного рассудочного демонизма, сбавить его давление. Шансов нет, но хочется верить, что на территории искусства это отчасти возможно. Вот, к примеру, сейчас я пытаюсь встраивать в болота и леса ковчеги-обители для лесных животных, птиц и насекомых. Абстрактные биоморфные скульптуры будут инсталлированы в места, где животных пока ещё больше чем людей. Такие вот, обратные шаги к природному, мотивационно иррациональному…