Архитектор Александр Кратович рассказал нам о любимых книгах, знаковых проектах и «адресной прописке во времени».
Какие книги дали толчок вашему профессиональному развитию?
Я читал книги по архитектуре ещё до поступления в институт, в школе. Среди них Юрген Ёдике «История современной архитектуры», Зигфрид Гидион «Пространство, время, архитектура». У меня обширная профессиональная библиотека. Среди зарубежных издательст предпочитаю Braun, Taschen, Flammarion, Rizzoli.
Есть какие-либо раритеты в вашей коллекции?
Конечно, есть первое в России (1795 год) издание по архитектуре «Четыре книги об архитектуре» Витрувия с правками на полях, как говорят Матвея Казакова. Собрал в свое время всю «Академию архитектуры». Эта книжная серия не редкость, но там есть шедевры полиграфического искусства.
Что бы вы рекомендовали в обязательном порядке читать молодым архитекторам и дизайнерам?
Рекомендовал бы в обязательном порядке прочитать «Искусство и визуальное восприятие» Рудольфа Арнхейма и «Морфологию искусств» Моисея Самойловича Кагана. Эти книги помогут молодым дизайнерам осознанно относится к своему делу. Важно быть в курсе последних исследований в области маркетинга и пиара. Классика в этой оласти — бестселлеры Джека Траута «Простота», «Дифференцируйся или умирай».
Кто вас вдохновляет? Кто оказал максимальное влияние?
Лично мне близки и понятны Стивен Холл, Жан Нувель, Ренцо Пиано, Фрэнк Гери. Их архитектурная артикуляция классически выразительна и эмоциональна. Недавно был в Хельсинки и посетил «Музей современного искусства» Стивена Холла. Получил истинное наслаждение. Это живой, меняющийся, неоднозначный по восприятию объект с фактурами крашеного бетона и черного металла. В нём есть художественность в традиционном понимании этого слова. Второй архитектор, которого я люблю, — Жан Нувель. Я видел вживую много его объектов. Все они произвели на меня сильнейшее впечатление. Особенно хочется отметить мадридский Музей современного искусства. По силе экспрессии его трудно с чем-либо сравнить, разве что с Ниагарским водопадом! Пластика пространства, масштабные столкновения, философия взаимодействия старой архитектуры (внутрь встроено историческое здание) и новой структуры. Все прочитывается и понимается.
Быть архитектором — почетно? Какова социальная значимость профессии в Минске?
Минск сегодня — это сплошная стройка, башенных кранов больше, чем деревьев. Профессия архитектора очень востребована. Для Минска проектируют архитекторы из Европы, Китая, России. Архитектуре обучают в нескольких учебных заведениях, некоторые молодые люди учатся в Европе, в США. Но отношение к архитекторам по инерции с брежневско-хрущевского времени - никакое.
Как вы реагируете на моду в интерьере?
Было время, когда я стремился делать интерьеры модными, как принято сейчас говорить, актуальными. Но обстоятельства таковы, что каждый интерьер делается год, два, а то и дольше, поэтому к сроку сдачи он становился уже немодным. Приходится искать более общие решениях. Так поступаю не только я. Тенденция стала устойчивой во всем мире.
Какой проект вы считаете для себя самым важным и знаковым?
Своей визитной карточкой уже много лет я считаю ресторан «У ратуши» в исторической части Минска, с общей площадью в тысячу квадратных метров. Там была сложнейшая работа по воссозданию интерьеров в восстановленном здании ХIV века. Сегодня «У ратуши» — знаковое место не только для меня лично, но и для минчан, и для гостей города.