Совместный проект двух художников разных поколений Тани Шерстюк и Виктора Скерсиса «Совы не то, чем кажутся» проходит в «Галерее 21» на Винзаводе. Игра видимого и воображаемого, цитируемого и подразумеваемого – всё это в экспозиции, состоящей из видеопроекций, вращающихся античных скульптур и проецируемых ими теней, прозрачных коллажей, флагов и живописи. Как устроено это архитектурное пространство, что такое современное искусство, дизайн, архитектура и каковы плюсы и минусы работы вдвоём, рассказывают Виктор Скерсис и Таня Шерстюк.
Какова концепция выставки и как название выставки вписывается в концепцию?
Виктор Скерсис:
Концепция выставки «Совы – не то, чем кажутся». Название вписывается в концепцию блестяще! Название было бы вообще тавтологией концепции, если бы концепция была однозначна. Но концепция неоднозначна. Поэтому, это не тавтология. С другой стороны, конечно, хорошо бы знать, что вам кажется, чтобы это отрицать. Хотя, опять же, в любом случае ваши мысли это не совы. Поэтому, даже не знаю, вписывается или нет.
Таня Шерстюк:
Наш разум постоянно соотносит увиденное и услышанное с референтной группой объектов или понятий. Когда новый элемент не вписывается в рамки ожидаемого, происходит «сбой системы». Мы пытаемся построить логические цепочки, но амбивалентность восприятия не позволяет вытеснить не поддающиеся логике образы. Каждый из нас видит мир по-своему, и эта «персональная» реальность не является константой. Время, цвет, форма, звук воспринимаются по-разному, а также, в зависимости от состояния, в котором находится реципиент. Эти сенсорные составляющие являются в своем роде ингредиентами, позволяющими формировать картину восприятия. Меня всегда интересовал вопрос исследования границ «настоящего» и мифотворчества. Каждый день происходят неожиданные, невозможные и необъяснимые события. Как художник, я не могу их игнорировать. Безусловно, я рефлексирую, и эти образы сознания рождают новые смыслы. Игра видимого и воображаемого, цитируемого и подразумеваемого, личного и мифического образует на выставке среду тотальной метафоры, каждый элемент которой отсылает к чему-то иному. Мы не стремились сделать свое высказывание прямолинейным. Я скорее ожидаю непонимания, что хорошо. «Непонимание» заставляет думать. Чтобы зритель так же, как и мы, задавал вопросы и искал ответы. Название выставке дала цитата из «Твин Пикс» Дэвида Линча, которая с точки зрения эмоционального восприятия показалась нам очень точной. Никаких иных отсылок к этой картине на выставке нет.
Какова структура экспозиции?
Виктор Скерсис:
Структура экспозиции ризомаобразна, т. е. состоит из сосуществующих смысловых волокон несоединённых единым центром. Концепцию ризомы (от фр. «множественные корни») выдвинули Жиль Делёз и Феликс Гваттари для описания нелинейных процессов. Когда мы размышляем о чём-то, наше сознание создаёт цепочки мыслей. Вот мы подумали о родителях, вот – о погоде, вот – о еде, вот – о книге и т. д. Эти цепочки отрывисты, бессвязны, множественны. Они то появляются, то исчезают. Они сопряжены, но не родственны. Они создают нечто, что появляется из разных точек, но не привязано ни к одной из них. Они создают множество, напоминающее клубок ниток или корни травы, но не образуют структуру, причинно-следственных связей, ведущих к, или производных от какой-то центральной идеи. В этом множестве любая идея может стать центральной на время. Ризомаобразность видна не только в мышлении, но и в других естественных явлениях, – например в искусстве. В данном случае мы используем её как модель, очень подходящую нашему проекту. Отдельные произведения не являются элементами, они скорее рифмуются, чем образуют что-то целое.
Таня Шерстюк:
Экспозиция построена по принципу энвайронмента, т. е. среды, в которой происходит искусство. Эта среда открыта и для других участников, которые проведут арт-интервенции в этом же пространстве. Такое направление как концептуализм позволяет использовать любые средства выразительности. Объекты выставки взаимодействуют друг с другом. ризоматично. Создавая их, мы работали в нескольких медиа: видео-арт, античная скульптура с проекциями, стеклянные коллажи, флаги, живопись, аудио.
Плюсы и минусы работы вдвоём?
Виктор Скерсис:
Как только идея переходит из одного сознания в другое, она изменяется. Рождаются новые смыслы. В этом магия искусства. Насчёт минусов… Я работаю в небольших группах всю свою жизнь и ответственно могу сказать, что минусов никаких нет! Главное - вовремя увернуться.
Таня Шерстюк:
Мы принадлежим к разным поколениям, и у нас, безусловно, разные взгляды на многое. Однако, меня удивляет и некоторая схожесть в подходах. Многие, если не все работы Виктора, ироничны. Мне это очень импонирует. Разумеется, одним из основных преимуществ коллаборации, является творческое развитие. Для того, чтобы создать что-то вместе, нужно позволить себе стать немного «не собой», что расширяет границы возможностей. Если можно назвать это «минусом», то поиск способа превращения в «не себя» может быть неочевидным.
Что для вас современное искусство, архитектура, дизайн?
Виктор Скерсис:
Не знаю. По-моему, это форма дискриминации одних культур-функционеров и художников по отношению к другим.
Таня Шерстюк:
Термин облачен в плащ некой загадочной химеры. На самом деле, в прилагательном «современное» уже заложен ответ. Под термином «современное искусство», например, подразумевается то искусство, которое было создано в временном отрезке последних пятидесяти лет. А вот о том, чем является или не является само искусство - и искусствоведы, и художники и критики спорят, не переставая уже не одну сотню лет.
Мне близка точка зрения американского искусствоведа и философа Артура Данто. И важным открытием Данто было то, что современное искусство не может быть основано на традиционных эстетических идеалах, формы его существования значительно расширились. Я полагаю, что искусство по сути своей, в ходе эволюционного развития стало ближе к науке. Его эстетическая функция лишилась приоритета перед исследовательской.