Во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства открылась выставка, курируемая дизайнерами Маргаритой Казариной и Иваном Ходыревым «Материальность. Отражения». Выставка масштабна и прекрасна. Её надо обязательно видеть. Сами же дизайнеры, Иван и Маргарита, помимо дизайна и производства светильников и мебели под собственной маркой занимаются проектами по продвижению российского дизайна, кураторской деятельностью, искусством. В 2014 году Маргарита и Иван курировали проект Light&Bright в рамках Moscow Design Week. В 2016 году совместно со Светланой Липкиной и Еленой Кульжик выпустили Альманах Коллекция – первый сборник российского предметного дизайна, показывающий не только сами предметы, но и контекст их создания и существования как продукта. Иван принимал участие в организации и разрабатывал концепцию выставок Клуба промышленных дизайнеров в Милане и Венеции в 2018 году.
Иван, Маргарита, расскажите немного о выставке.
Выставка «Материальность. Отражения» - проект, который призван поставить вопрос о месте дизайна в повседневной жизни, поразмышлять над его связью с окружающим миром. В современном российском обществе дизайн не осознается как культурный феномен, ему скорее уделяется место в цепочке продуктового маркетинга и продаж. Мы считаем, что во многом в этом виноваты сами дизайнеры, которые, как правило, представляют свои продукты изолировано в рамках своей категории и за основу экспозиционной модели берут формат промышленных и торговых выставок. Наша цель – дать возможность зрителю посмотреть на объекты дизайна под новым, непривычным углом, в связке с другими аспектами реальности. Мы не рассматриваем дизайн, как явление изолированное. Дизайн является частью нашей жизни во всем её многообразии, вписан в цепочку различных аспектов культуры, являясь следствием одних феноменов и ложась в основу других, служит почвой и материалом для выражения рефлексии человечества о своих целях, ориентирах и устремлениях, это такая же неотъемлемая часть культуры, как искусство, наука, религия, психология, образ жизни, хозяйственная деятельность. В нашей экспозиции мы рассматриваем то, что человек создает, для каких целей, как в продукте его труда и творчества отражается тот мир, в котором он живет, его понимание окружающей действительности. «Материальность. Отражения» - это первый выставочный проект в России, который представляет предметный дизайн в связке с другими видами искусства и культуры. Также это наиболее масштабный проект – в нём участвуют около 70 российских дизайнеров, представляющих мебель, предметы интерьера, светильники, одежду. Предметы дополнены живописью, световым дизайном, звуком и видео.
Какова структура экспозиции?
Для создания экспозиции мы использовали 4 элемента: предметы интерьера, одежда, живопись и свет. Отдельные участки экспозиции дополняются также видео и звуковым сопровождением.
Экспозиция разделена на отдельные участки, смысловым центром каждого из них выступают картины художника Сергея Белова, отражающие те или иные социокультурные шаблоны. Его отражение в материальной культуре представлено предметами, отобранными среди продукции 70 лучших российских марок и дизайн- производств в категориях мебель, свет, домашний декор, одежда и аксессуары. Среди участников экспозиции Алена Селезнева, Анна Харченко, Archpole, iM, Infundibulum, Like Lodka, Made in August, Magneticwear, Odingeniy, PLY, PLAYPLY, Your Number и многие другие. Эмоциональное наполнение каждой модели – её световое отражение - создано светодизайнерами Сергеем Сизым и Павлом Горбенко. Таким образом, предметы интерьера, современная живопись, одежда и светодизайн впервые в России сливаются в «диалог искусств» в одном пространстве – сразу на двух этажах Центра моды и дизайна ВМДПИ. Отдельные участки экспозиции –
Город и Детство дополнены музыкальным и видео сопровождением Анны Бабаевой и группы Right Habit.
Визуальная часть выставки будет дополнена циклом лекций, семинаров и круглых столов, посвященных материальной культуре, понятию life style и его роли в современном обществе, связи дизайна с повседневной жизнью. Среди участников образовательной программы – руководитель Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства Наталья Логинова; культуролог, журналист, доцент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, преподаватель школы Seasons of life Светлана Сидорова; главный редактор журнала Seasons of life Ольга Сергеева; сооснователи Клуба Промышленных Дизайнеров и марки Archpole Константин Лагутин и Анна Сажинова; fashion дизайнеры Алена Селезнева и Александр Горбинский (Magnetic Wear); президент Международной Школы Дизайна Надежда Лазарева; предметные дизайнеры Маргарита Казарина и Иван Ходырев (iM), дизайнеры и архитекторы Андрей Анисимов и Мария Анисимова-Карасик (PLAYPLY); промышленный и графический дизайнер, дизайн-исследователь и тренд-аналитик Владимир Самойлов, светодизайнеры Сергей Сизый и Павел Горбенко; игролог и методист Роман Раух; дизайнер, искусствовед, преподаватель кафедры «Промышленный дизайн» МГХПА им. С.Г. Строганова, сотрудник ВНИИТЭ Александр Уваров; искусствовед, доцент Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Павел Родькин; представители Департамента культуры города Москвы и Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы; куратор Клуба промышленных дизайнеров Татьяна Веревкина; аналитик и организатор дискуссий Елень Пантелеева и другие.
Экспозиция подтверждена концепцией, я так понимаю?
Основная идея выставки – показать предметный дизайн как культурный феномен, в противовес принятой выставочной модели в этой сфере и заложить основу для восприятия его таковым в обществе. Выставка разделяется на 5 зон:
- Дань природе.
- Детство.
- Город.
- Боги, львы и собаки.
- Прошлое и настоящее.
Эти зоны отражают те тренды, которые на наш взгляд существуют, как в современной культуре в целом, так и в российском дизайне в частности.
В зоне «Дань природе», разумеется, акцент сделан на экологичность, что прослеживается во всём, что создаётся человеком в последние годы: от искусства до политики, от науки до предметов домашнего обихода и одежды. Эта тенденция наблюдается во всех ценовых сегментах предметов интерьера и одежды. Например, «Пень», как продукт стал возможен и реален только в процессе осмысления человечеством вопроса экологии, возникновения чувства вины за наносимый природе урон. Натуральные материалы, традиционные ремесленные методы окраски тканей, обработки изделий, ручная выделка, грубые фактуры, растительные орнаменты – дань человека природе, его возврат в «лес». То, что раньше могло восприниматься исключительно как арт-объект, сейчас может выступать функциональным предметом интерьера.
Пользователь (равно как и автор) может осознавать, а может и не осознавать дополнительный интеллектуальный, эмоциональный или эстетический смысл такого объекта, но он следует ему вслед за общей направленностью.
Зона «Детство» появилась потому, что никогда ещё дети не были в таком фокусе внимания как сейчас. Ребенок стал восприниматься как личность, обладающая правами. Вопросы детской психологии, создание для ребенка комфортной среды волнуют всё большее количество родителей. При этом, день ребенка расписан по минутам и он никогда не остаётся один. Обеспечение постоянной занятости и защищённости ребенка воспринимается родителями как обязательство перед ребенком, обществом и самими собой. Постоянно расширяющийся ассортимент детских товаров – одно из проявлений этой тенденции.
В зоне «Город», мегаполис представлен как единое пространство и средоточие миллионов непересекающихся изолированных миров, задающий ритм и скорость. Город порождает огромное количество разнонаправленных устремлений, проявляющих себя в втом числе в дизайне. Постоянный поток информации и событий, обрушивающихся на индивида, заставляют его непрерывно превосходить самого себя в скорости реакции. Культ проактивности, успешности и уникальности приводит к постоянному нервному напряжению, желанию отойти от мира, отстраниться от него максимально далеко, хотя бы на время. Или вывести себя за рамки происходящего вокруг за счёт собственной исключительности.
Мы постарались показать город таким, какой он есть, используя мебель, как архитектурные и смысловые объекты, одежду, как человеческие образы, а свет и музыку, как дыхание и ритм города.
Вытекающее из напряжения городской жизни стремление создать собственное изолированное пространство, наполненное смыслом и посланием самому себе, констатацией своего места в мире, собственных устремлений и убеждений – это реальность. Задача может быть решена бесчисленным количеством способов, но их объединяет одно – желание подчеркнуть своё я, выделить себя из миллионов других человеческих существ.
Зона «Прошлое и настоящее» обращена к современному человеку, который внимательно смотрит в прошлое, ищет ответы на свои главные вопросы. Он ищет их не в научной фантастике, как в XX веке, а в анализе всей предшествующей истории. Как и современные технологии, ориентированные не на покорение земли и космоса, а на анализ и комбинаторику существующих элементов, он экспериментирует с тем, что есть у него в наличии – традициями и стилями прошлого. Дизайнеры бесконечно возвращаются к народным мотивам, ар-деко, конструктивизму, mid century и т. д.
И что же по вашему такое, современный российский дизайн?
Современный российский дизайн молод и находится в поиске форм и смысла собственного существования. Пока – это эксперимент и пробы различных вариантов. В нем много заимствований, цитат, по большей части он пока не профессионален. Он представлен в основном энтузиастами и говорить о полноценном рынке (в области предметного дизайна, в фэшн всё не так) пока рано. Однако, он растёт, крепнет и осознает себя очень быстро. Отдельные представители российского предметного дизайна достигли значительных успехов и получили известность и признание, как в России, так и за рубежом. Мы оптимистично смотрим на развитие предметного дизайна в России и видим его огромный потенциал. Как нам сказал Лука Берта, куратор венецианской биеннале дизайна Design VE, мы имеем огромное преимущество перед европейскими странами. У нас нет сложившегося рынка, эстетических и маркетинговых шаблонов – мы всё создаем с нуля. И с этого нуля мы можем построить всё, что угодно. Мы младше, беднее, но свободнее.