В Открытых коллекциях Политехнического музея проходит выставка «Устаревающий прогресс». Компания Canon выступает её технологическим партнёром. Что такое прогресс, как быстро он устаревает и где проходит граница между наукой, искусством и дизайном рассказывает сокуратор проекта Адель Каюмова.
Адель, какова была цель этого сложного технологического проекта?
В данный момент все коллекции Политехнического музея находятся в этом хранилище в Печатниках. Нам надо было внедриться в это непростое пространство и поговорить на тему технологического прогресса, о том, увы, как быстро он стареет. Устарели уже, например, все печатные устройства прошлого века, многочисленные проигрывающие устройства, шифровальные машины, диски, микроскопы, компьютеры и даже гаджеты, всё, что представлено в фондах музея, всё, что посетители могут видеть в качестве экспонатов. Прогресс быстро становится прошлым. Вот из всего этого и родилась идея.
Какие художники, дизайнеры участвуют в проекте?
Самые молодые и перспективные, есть уже и достаточно известные. Всего 15 участников: Владимир Абих, Эмма, Байер, Ксения Башмакова, Евгения Воронова, Ася Добровольская, Иван Егельский, Егор Крафт, Анастасия Крохалёва и Денис Перевалов, Валерия Мордашова, Онда, Анастасия Сухарева-Морозова, Денис Уранов, Ирина и Станислав Шминке.
Чем они вдохновлялись?
Молодые художники вдохновились выставочным пространством и экспонатами, демонстрируемыми в музее. В качестве новых, выставочных произведений здесь нынче можно видеть кинетическую скульптуру, звуковые инсталляции, видео, живопись, современные айпады, используемые как таблички Шумеров, Камеру Обскура. Есть даже живописное произведение «Вознесение спутника», где космонавты летают словно ангелы! Для одной из работ, выставки задействована машина imagePROGRAF TX-2000. Автор этой кинетической скульптуры «I Print, Therefore I Am» (в переводе «Я печатаю, следовательно, существую»), художник Егор Крафт, использовал для своего объекта устройство imagePROGRAF TX-2000. Получилось почти что как у Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую»! Здесь есть работа, посвящённая устареванию звуковой передачи («письменная – устная – письменная»). Все мы знаем, что телефонное общение имеет нынче тенденцию к понижению, мы же возвращаемся к письменности! Есть, конечно же, объект, посвящённый времени, конечно же, с часами из коллекции Политеха. Время нам не принадлежит, хотя мы часто этого не понимаем. Как и того, что мы частички этого мира, именно, или вопреки тому, что мы все такие разные.
К чему стремится прогресс?
Разумеется, к достижению идеала, к идеальному отображению, звуку, фотоизображению, скорости… Человечество склонно считать, что прогресс, он добрый, полезный, положительный всегда. Но это вовсе не обязательно. Сверхпрогрессивное оружие, например, что скажете?
А кто ещё участвовал в проекте?
Выставочный проект был осуществлен благодаря образовательной программе «Интродукция» Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, при поддержке Государственной Третьяковской галереи и, конечно же, Политехнического музея. А Canon выступает её технологическим партнёром.