В Центральном Манеже открылась выставка «Здесь и сейчас!» — масштабный смотр современного искусства города Москвы. Более полусотни проектов разрушают традиционные представления о жанрах и существуют на стыке дисциплин. Проект проводится Департаментом культуры; в дальнейшем предполагается, что он станет ежегодным.
Катя Бочавар, куратор проекта с огромным опытом работы (дизайнер российского павильона на 53-й Венецианской биеннале, архитектор выставки LexusHybridArt в «Манеже» в 2013 году и проч.), всегда выступает в жанре «сайт-специфик», то есть, привязывает к месту всё то, что создаёт. В интервью она рассказывает нашим читателям об особенностях этого грандиозного мультикультурного проекта, о будущем современного искусства (в широком смысле слова), и, конечно, о Москве.
Катя, как устроена выставка?
Мы представляем здесь и сейчас культурный срез города, инициативы, формирующие ландшафт мегаполиса. Выставка «Здесь и сейчас!» рассказывает о том, что современное искусство в наше время мультикультурно и междисциплинарно, что традиционные понятия «вида» и «жанра» давно исчезли. Здесь архитектура, дизайн, театр, кино, видео-арт и саунд-арт, перформансы и инсталляции, образовательные программы и издательская деятельность существуют в едином времени и пространстве, которое, кстати, является архитектурном объектом архитектора Константина Ларина. И, с одной стороны, это, безусловно, архитектурный объект, носитель наших стен, нашего света, и в тоже самое время, это – великолепная пространственная скульптура художника Константина Ларина. А ещё, например, сюда ГИТИС перенёс 10 дней своих занятий. Здесь представлен зал актёрского факультета, что беспрецедентно!
Катя, как вы представляете будущее современного искусства, в широком смысле слова?
Современное искусство – это больше не объект. Современное искусство – это средство коммуникаций. Именно в этом его радикальное изменение. Мы переживаем именно тот период, когда видно, что на языке искусства могут разговаривать все со всеми.
Но, кроме этого, в современном мире существуют и традиционные виды и жанры искусства, например, живопись. Как всё это будет взаимодействовать?
В нашем проекте это как раз-таки представлено очень хорошо. Например, вы можете посмотреть перформанс Елены Ковылиной, где она продаёт свои живописные работы, но при всём это – всё-таки перформанс.
Катя, это новый этап? Чем данный проект отличается от предыдущих, кроме того, что он просто грандиозен?
Конечно, проект грандиозный, но, мой первый кураторский проект, прошедший в 2010 году в Киеве, занимал 270 000 квадратных метров. (За создание визуальной программы на фестивале Гогольfest (киностудия имени А. Довженко, Киев, 2010) Катя Бочавар была удостоена премии имени Сергея Курёхина в номинации «куратор года» - прим. ред.) И я думаю, что собственный рекорд не побью никогда.
Эта выставка для меня важна и отличается тем, что мне без всяких ремарок и купюр было доверено собрать по моему вкусу и на мой взгляд то, что мне казалось редким и актуальным, и высказаться в таком масштабе. И поддержал меня не кто-нибудь, не какой-то спонсор, не какие-то меценаты или личные друзья, а Департамент культуры города Москвы. Вот это событие для меня, безусловно, является очень серьёзным и глобально отличающимся от всего, что я делала до этого.
Как относитесь к современной Москве?
Москва, на мой взгляд, – потрясающий город. В смысле архитектурном, мы знаем, она сильно пострадала, что тут таить. Но она выглядит хорошо – чистый, красивый, очень комфортный город. А что касается искусства и культуры, я считаю, что это один из самых главных и интересных городов мира. Он очень живой, в нём интересно работать. Он подвижен. Энтузиазм художников (в широком смысле слова), велик и всё интересно.