Государственный музей Востока и галерея «Ханхалаев» показывают выставку работ современного бурятского художника Бато Дугаржапова «Ветер пленэра». Его называют «русским импрессионистом нового века», продолжающим традиции Константина Коровина, Виктора Борисова-Мусатова, голуборозовцев. А ещё он – известный монументалист, участвовавший в росписях Храма Христа Спасителя и Храма Казанской Иконы Божией Матери на Казанском вокзале в Москве. Бато Дугаржапов говорит об архитектуре, живописи, монументальном искусстве, новом изобразительно-пластическом языке и многом другом. Читайте! Это интересно.
Бато, какой временной отрезок представляют работы выставки?
Здесь 54 работы - живопись и немного монументального искусства. Я ведь по специальности художник-монументалист, учился в мастерской Евгения Николаевича Максимова. Живопись, представленная на выставке, принадлежит последнему десятилетию. Всё написано с натуры: средняя полоса, Вышний Волочек, Италия, Франция, этюдник всегда со мной. Я родился в бывшем СССР, в маленьком городке Дульдурга Читинской области Забайкальского края. Окончил Московскую среднюю художественную школу (МСХШ им. Томского), затем Суриковский институт. Выставляться начал ещё во время учёбы в МГХИ.
Вас называют современным импрессионистом, представителем этого направления нового времени, что для вас современное искусство?
Я считаю себя современным художником, ведь я живу здесь и сейчас, хотя занимаюсь живописью, пишу фрески. Возьмите, например, Клода Моне, любой пейзаж из его коллекции как будто вчера написан! Его картины, кажется, пришли не из прошлого, а из будущего, так они современны. Что такое современность? Что такое актуальное искусство? В какой-то мере, это - шарж, преувеличение. Фаюмский портрет ведь тоже был когда-то суперсовременным искусством!
Значит живопись вполне можно отнести к искусству современному?
Да. Инновации несмотря ни на что не могут соревноваться с душой, духом. Поэтому живопись всегда будет впереди. Она делается благодаря интуиции, подсознанию. Технологии этим не владеют.
Вы монументалист, это трудная работа?
Это длинная и долгая работа, по окончании которой, ты, просто, что говорится, остаёшься без штанов. Когда расписывал Храм Христа Спасителя, был счастлив. Сотрудничал со многими профессионалами. Архитектура, монументальная живопись - это ведь коллективная работа, что греет душу. Даже если ничего не остаётся после всего, ни орденов, ни денег, остаются воспоминания.
Хотели бы сделать что-то авангардное, расписать храм в новой традиции? У нас в России вырваться из традиции невозможно. Всё достаточно консервативно. Европа смелее, Сербия православная, например. У нас же до сих пор господствует Византия. Хотя и это тоже интересно, Дионисия взять, например - потрясающе!
Как вам нравится современная архитектура Москвы?
У нас очень слабая архитектурная система. Много коррупции, строят всё, что попало. Многоэтажности предпочитаю не слишком высокую застройку, чтобы не разрушать горизонт. В Москве этого нет. Мы хотя бы вернулись нынче к советским временам, зачистили ларьки вокруг станций метро, убрали улицы, что тоже хорошо.
Ваш творческий метод? В какой интерьер впишется ваша живопись?
Могу написать этюд за 5 минут. Скорость нужна для того, чтобы поймать свет, сфокусироваться, а это 40-50 секунд! Затем деликатно ищется какая-то идея. Думаю, что моя живопись может вписаться в любой интерьер. Как пойдёт. Главное, не надо начинать об этом думать.