Какая классика сегодня востребована, и кто её предпочитает всем другим направлениям, рассказывает архитектор Евгений Болотный, успешно работающий в этой стилистике.
Евгений, вы приверженец классики?
Да, наверное, можно так сказать. Мои первые проекты были именно в классическом стиле. Когда я еще учился на третьем курсе МАРХИ, мне заказали дизайн-проект интерьера дома. Затем, в 2006 году, по моему проекту был построен деревянный классический дом, а в 2009 – 2012 годах я работал уже над строительством большого особняка. С тех пор наше бюро реализовало десятки проектов разного масштаба в разных стилях, в том числе, в духе модернизма 1970-х годов и современного минимализма.
Привлекаете специалистов со стороны?
Мы предлагаем весь спектр услуг: начиная с нулевого цикла проектирования и строительства до наполнения интерьера декором и аксессуарами. В бюро работают архитекторы, инженеры, дизайнеры, декораторы и визуализаторы. Поэтому привлекаем только специалистов по инженерным сетям и конструкциям, всё остальное делаем сами. Примерно год уходит на проектирование объекта площадью в несколько тысяч квадратных метров, минимум два занимает строительство.
С чего начинается проект?
Сначала заказчик высказывает свои пожелания, мы обсуждаем с ним его стилевые предпочтения и на основе этого составляем подробное техническое задание с описанием всех деталей, важных для клиента. Также делаем подборку настроенческих и стилистических картинок: чуть более насыщенная классика, спокойная классика или минималистичная классика. И после этого понимаем в какую сторону будем двигаться.
В основном к нам приходят люди, уже видевшие наши реализованные проекты. Интересно, что в проектирование фасадов и наружного декора никто, как правило, не вмешивается, а вот в создании интерьеров многие стремятся принять активное участие, потому что уверены, что знают, как их надо делать! При этом все клиенты, конечно, разные. Кто-то говорит: «Вы профессионал» и полностью доверяется, а с кем-то начинается совместное творчество и тут важно аккуратно направлять заказчика в правильную сторону.
Евгений, какая классика сегодня востребована?
Могу сказать, что, например, барокко, с обилием лепнины и золота, уже не так популярно. Самое востребованное направление — американский неоклассицизм, немного эклектичный, с очень спокойным фоном, который может быть наполнен любой мебелью, от классической и ар-деко до современной. Также актуальна современная классика с разным национальным колоритом. Кто-то любит Англию, кто-то — Италию или Францию.
Какие материалы и мебель вы предпочитаете использовать в своих проектах?
Материалы, конечно, используем дорогие и натуральные: мрамор, стеновые деревянные панели, фрески. Что касается мебели, то гардеробные и кабинеты заказываем столярным производствам по нашим эскизам и в Италии, и у нас, в России. Какую-то мебель привозим сами, работаем со многими фабриками по всему миру. Сейчас заказчики полюбили американскую мебель. А вот итальянцы заметно «испортились», потакая вкусам арабов и русских.
С антиквариатом работаете?
Я лично очень люблю антикварные предметы. Но, к сожалению, заказчики в большинстве своём относятся к антикварной мебели негативно: чужая энергетика, неизвестная история… Безусловно, мне очень нравится дополнять интерьеры антикварными вещами. Например, старинный резной комод в гостиной сразу создаст совершенно другое настроение в новом пространстве.
А искусство в интерьеры подбираете?
С искусством тоже сложно. У одних моих заказчиков есть коллекции, которые они формируют самостоятельно. У других есть специальные люди, которые подбирают искусство и следят за правильными инвестициями. В наших проектах мы пытаемся всё сделать соразмерно, например, для существующих коллекций скульптуры проектируем специальные постаменты и полки, для живописи продумываем систему развески и профессионального освещения.
Кто из архитекторов вам нравится, кого бы вы могли отметить?
Как и многие мои коллеги, очень люблю итальянского архитектора эпохи позднего Возрождения Антонио Палладио, и с этим ничего нельзя поделать! Каждый раз оказываясь в Италии, я в обязательном порядке посещаю его прекрасные творения, они — мой неизменный источник вдохновения.
Еще, конечно, Ле Корбюзье, который сформулировал основополагающие принципы модернизма и функционализма. Кстати, к нашим бюро, работающим в современном стиле, отношусь с большим пиететом: SPEECH , Тотан Кузембаев, «Цимайло, Ляшенко и партнеры», Сергей Скуратов.
Что строите в данный момент?
Сейчас мы работаем над интерьерами большого дома в Подмосковье, они будут в стиле американской неоклассики. Здесь тот редкий случай, когда заказчик нам полностью доверился, и мы делаем практически всё на своё усмотрение. Должно получится красиво. Это, пожалуй, мой самый любимый объект на сегодняшний день. Параллельно строим виллу в Италии и пентхаус на Остоженке.
Вы хотели бы строить объекты городского значения?
Конечно! Сейчас как раз работаем над нашим первым таким проектом — это реконструкция небольшого жилого дома в Еропкинском переулке с восстановлением фасадов в стиле московского классицизма с элементами эклектики середины XIX века. В начале XIX века это здание было флигелем городской усадьбы. В доме будет сохранен подвал со сводчатыми потолками датированный 1795 годом. В то же время, мы бережно встраиваем в здание современные коммуникации, чтобы будущие квартиры отвечали самым высоким стандартам жилья, предлагаемого на рынке в этом районе.
Какой этажности должен быть город? Вам нравится современная Москва?
Город должен быть разным. Я не против небоскребов. Они — лицо современного мира. Что касается Москвы, то я, безусловно, в возмущении от того, сколько сносится. Но тем не менее, нельзя не отметить, что качество архитектуры невероятно выросло. И те бюро, которые застраивают сейчас Москву, действительно профессионалы высокого уровня и делают добротное жильё.
Евгений, как вам кажется, классика будет всегда?
Я думаю, что в широком смысле она будет всегда. Так или иначе, цитаты из классической архитектуры будут использовать и в архитектуре, и в интерьерах. Конечно, всё должно быть уместно. Хорошо, когда интерьер по духу и атмосфере соответствует времени и стилистике здания. Ведь в 22-х этажном доме в спальном районе барокко с золоченой лепниной будет смотреться, как минимум, странно. Вообще настоящая качественная классика требует очень больших затрат. Вспомните знаменитые палладианские виллы. Они построены для богатейших людей Венеции, одной из самых процветающих тогда республик Европы. Если нет возможности больших вложений, то лучше остановиться на более простых формам. И это будет красиво и гармонично.