Он родился в старинном русском городе Городце на берегу Волги. Живёт в Москве, но вдохновляется пейзажами провинциальных русских городов. Его называют русским Матиссом, но больше всего он любит русское народное искусство. Новая выставка в фонде IN ARTIBUS художника Виктора Разгулина стала для всех приятным потрясением. Кстати, первой работой в коллекции Инны Баженовой, основательницы фонда IN ARTIBUS, была именно картина Виктора Разгулина.
Виктор Николаевич, это выставка юбилейная?
Да, в какой-то мере, в это году мне – 70 лет. Выставка ретроспективная. Здесь почти 60 живописных и графических работ 1960-х - 2018 годов. Они происходят из собрания Инны Баженовой, частных коллекций. Работы дали также Третьяковка и Русский музей.
Как делали экспозицию?
Пространство фонда IN ARTIBUS (архитектор Евгений Асс) изумительное. Но мне всегда трудно начинать экспозицию, потом складывается. Я много своих выставок делал и всё равно, трудно. Здесь работы развешаны не в хронологическом порядке, а по цвету, колориту, по тону, по пятнам, так, чтобы они друг другу не мешали, поддерживали. Полотна мои активные, иногда начинают спорить, надо их как-то разделить. Правда есть особый уголок, сделанный из моих «третьяковских» работ.
Вас называют фовистом, русским Матиссом, как вы к этому относитесь?
Нормально отношусь, как меня только не называли! Люблю в живописи энергию и страсть. Люблю народное искусство, вологодское, вятское, нижегородское. Я родился в Городце, там ещё далеко до Матисса придумали эти пятна, линии, знаки…
Какой интерьер нужен вашей живописи, предпочтительно нейтральный?
У меня не все работы яркие, есть и не яркие совсем, есть пастели, например. У меня в доме висят всякие, и хорошо им, не спорят с интерьером.
Как работаете?
Обычно пишу с натуры, хожу на этюды, которые часто использую в работе над большими композициями. Иногда всё получается сразу, даже если это большой формат, а иногда и по пол -года работаю над одним полотном.
Чем вдохновляетесь?
Народным искусством: половики, игрушки, прялки… Но при том я люблю и Веласкеса, и Тициана. В Прадо открытием для меня стал именно Веласкес. В один из моих приездов в Мадрид, в музей Прадо свезли всех его «Инфант»: тяжёлая парча, вышитая золотом и серебром, жемчужный фон и вдруг красный или розовый бант… Потрясающе!
Что для вас современное искусство?
Каждый должен заниматься своим делом. Я ведь тоже считаю себя современным художником. Современное искусство это и живопись, и рисунок, не только одни инсталляции.
Как относитесь к современной архитектуре, к современной Москве?
Неплохо. Есть удачная современная архитектура. К счастью, появились новые пешеходные зоны. Стала видна Москва. Можно гулять и разглядывать город.