В Новом крыле Дома Гоголя до 3 августа проходит итоговая выставка работ выпускников Института проблем современного искусства «Легенды и мифы повседневной жизни». Куратор выставки Стас Шурипа, художник и преподаватель ИПСИ, рассказывает о своих учениках, проблемах современного искусства, дизайне и архитектуре. Читать обязательно!
Стас, кто ваши ученики?
Выпускники ИПСИ это молодые художники, представители новейшего поколения на московской арт-сцене; многие из них уже довольно активно участвуют в художественной жизни. Не так давно мы приняли решение расширить нашу образовательную программу. Следуя многочисленным просьбам учащихся, мы открыли второй курс, где происходит более глубокое и продвинутое взаимодействие, как в плане практики, так и теории, и философии искусства.
В большинстве случаев, наши студенты это люди, уже получившие художественное образование. Когда есть какие-то навыки художественного мастерства или ремесла, то часто легче прочувствовать и логику современного искусства. При этом, часто к нам приходят способные люди без специального образования, и это не проблема. Каждый год мы набираем на первый курс человек сорок пять, плюс-минус.
Почему у проекта такое название «Легенды и мифы повседневной жизни»?
Опыт повседневной жизни – это то, что объединяет всех нас, и художников, и зрителей, и всех остальных. Это жизнь в обществе, навигация в социальных пространствах, соц-сетях, масс-медиа, - то есть те уровни реальности, которые не связаны со специализированными знаниями, особым языком, как например научная или любая другая высоко специализированная деятельность.
И эта общая для всех область повседневного зачастую и оказывается ареной, где возникают самые интересные и актуальные для нашего времени художественные идеи и образы.
В искусстве 20 века художники часто находили вдохновение в повседневности.Связано это еще и с тем, что художнику (как и, например, писателю) легче наблюдать тонкие эстетические или смысловые эффекты на хорошо знакомом материале.
В наши дни повседневность становится все более сложной и многослойной прямо у нас на глазах. Все более интенсивными становятся инфопотоки, все плотнее сети. Мы постоянно обмениваемся сигналами с другими, с группами и сообществами, и сами принадлежим самым разным множествам. Повседневность наполняют образы, нарративы и сюжеты, и чем их больше, тем больше и массовый спрос на те из них, которые способны упрощенно объяснить реальность, помочь к ней адаптироваться, облегчить навигацию.
Такие образы и сюжеты могут быть связаны с массовыми коммуникациями, потреблением, или с наукой и технологиями или, наоборот, с какой-нибудь эзотерикой – все эти среды, растущие информационные туманности и становятся предметом исследования участников выставки. Это и мир глобальных коммуникационных сетей, в котором перемешаны воображаемое, фантомное и реальное.
В экспозиции имеются все виды и жанры современного искусства?
О современном искусстве часто говорят, что оно мультимедийно или находится в пост-медийной ситуации. Это означает полную открытость художественного процесса разнообразным технологиям, выразительным средствам, медиа. Художники полностью свободны выбирать способы выражать свои идеи.
Поэтому на выставке есть и видео, и документация перформансов, фотографии, реди-мейды и инсталляции. Вы можете видеть, как художники работают с образами публичных или воображаемых пространств, делая из них неожиданные коллажи, в которых смешивается фантастическое и реальное. Традиционные практики также не исключаются, особенно если их экспериментально используют.
В случаях таких экспериментальных практик границы работ нередко размываются, и сама экспозиция становится продолжением месседжа или жеста художника. Подготовка выставки становится значительно более сложным делом, чем просто развесить картинки по стенам. В процессе подготовки выставки есть место и для коллективной творческой работы. В этом смысле неоценимой была и помощь сотрудниц и сторудников музея при монтаже экспозиции.
Как смотреть выставку?
“Легенды и мифы повседневной жизни“ в данной версии состоят из шести тематических разделов, каждому из которых посвящен один из залов.
В каждом случае речь идет о некотором типе современных квази-мифологий, попытках объяснить реальность, встроить повседневный опыт в какую-то систему представлений, обрамить его, встроив в картину мира. Есть зал, посвященнй поиску загадочных знаков и таинственных посланий; художники находят их в привычных социальных практиках, архитектурных конструкциях.
Отдельный зал посвящен переходам между мирами, переходным процессам. Эту тему тоже можно понимать по-разному. Например, когда мы перемещаемся в городском пространстве, мы проходим через различные атмосферы, миры, часто даже не замечая этого. Художник эти переходы от одной социально-психологической реальности к другой проявляет, придаёт им форму, находит метафоры, чтобы передать эти переходные состояния.
Где грань между современным дизайном и современным искусством? Художник может быть дизайнером?
Это различные профессиональные поля со своими правилами и ценностями; при этом, искусство, как и дизайн принадлежит визуальной культуре. Отношения между искусством и дизайном разворачиваются на разных уровнях. Изобретения художников часто находили применение в дизайне. И наоборот, художники нередко работают с предметами или принципами дизайна. Это взаимовлияние идет на пользу и художникам, и дизайнерам, возникают многочисленные симбиозы этих разных, но близких форм жизни.
Ведь, что такое дизайн? Это почти вся наша реальность, ведь в ней почти нет ничего, что не обладало бы формой и смыслом. Чтобы стать частью этой реальности коммуникационного общества, вещи, пространства, жесты, образы и все остальное подвергаются обработке, оформлению. Это не просто формы, это лишь надводная часть айсберга. Это управление связями форм и смыслов, связями, без которых мы сегодня и шагу не можем ступить.
Поэтому для современных художниковинтересно экспериментировать с дизайном, исследовать его, критиковать, или наоборот, раскрывать его утопический потенциал. Важно понимать, что дизайн и архитектура – это разговорники социальных отношений. С их помощью задаются возможности социальных связей, понимания людьми реальности и самих себя. Дизайн – это нечто вроде новой природы, и уж точно – один из главных источников новых мифологий общества массового потребления.