Молодое и очень успешное московское архитектурное бюро Noor Architects занимается проектированием и строительством, и не только в Москве. В их портфолио - социальные и коммерческие проекты, реабилитационный и учебный центры и даже театр. Как работает бюро рассказывает его сооснователь архитектор Михаил Беляков.
Михаил, с чего начинало ваше бюро, какое направление было приоритетным?
Мы начали работу с социальных объектов. Ида Лейбовна Ручина - председатель Красного креста Чукотки пригласила нас разработать проект реабилитационного центра, куратором которого должен был стать доктор Яков Имануэлевич Маршак. Проблема с алкоголизмом на Чукотке, безусловно, связана не столько с генетической предрасположенностью, сколько с очень суровым климатом, тяжелыми условиями жизни. В зимние месяцы там не восходит солнце, а летом, наоборот, светло круглые сутки. Ко всему этому прибавляется снег и холод девять месяцев в году.
Мы плотно общались с Красным крестом Чукотки, сотруниками реабилитационного центра и местными жителями- было очень интересно работать над проектом. Придумали оригинальную концепцию и решили, что центром нашего здания будет очаг, как в Чукотских ярангах, вокруг которого можно собираться и знакомиться. Вокруг него мы придумали своего рода “пологи”, которые несли в себе разные функции- еда, сон, занятия для клиентов и администрирование центра. Получилось здание в виде креста. И это очень хорошо зарифмовалось и с местом, где центр должен строится - Заливом Креста на пересечении 180-го меридиана и полярного круга, и с Красным Крестом, для которого этот реабилитационный центр проектировался. Местные жители могли бы лечиться здесь бесплатно. Это должен быть международный центр, рассчитанный и на Аляску, в том числе. К сожалению, пока проект заморожен, потому что дороги и теплотрассы, которые надо построить, оказались дороже стоимости самого объекта.
А из уже построенных, реализованных, какой самый большой ваш проект?
Прежде всего, это Центр промышленного дизайна инноваций при МИСиС. Собственно центр – это специальная образовательная студия для особо одарённых, талантливых студентов, архитектурное пространство, в котором идёт учебный процесс, где студенты близко и тесно работают с ведущими промышленными дизайнерами. В этом проекте мы делали все, начиная с разработки и защиты предпроектных решений, прохождения московской и главгосэкспертиз, заканчивая интерьерами и авторским надзором. Площадь центра составляет 1750 кв. м. Здесь есть большой зал (опен спейс) с антресолью, есть малые залы для чтения лекций и для прикладного обучения и кабинеты для руководящего состава. Мы хотели чтобы здание пронизывал свет во всех возможных направлениях, помня, что ученье - свет. Для этого плоскую эксплуатируемую кровлю мы прокололи световыми шахтами, которые по нашей задумке могли напоминать сталелитейные домны и придавали зданию индустриальный вид. Центр уже построен, сейчас оформляются документы для сдачи в эксплуатацию.
А какие-то неожиданные архитектурные истории были?
Была довольно любопытная история с Театром Петра Фоменко. Нам предложили спроектировать конструкцию для его постановки «Демона» режиссера Ивана Поповски- временный объект, который можно разобрать и собрать, ставить туда, где будут показывать спектакль. Вместе с нашими коллегами из Дримпро и Инсталлпрофи, мы придумали здание в виде маяка- символа странствий и призыва, куда зрители должны взбираться и смотреть вниз на сцену, а потом, по действию спектакля, спускаться вниз. Всё должно двигаться и сцена, и актёры, и зрители. Пока что это дизайн-проект.
Ну вот, театр у вас уже есть, а музей хотели бы спроектировать?
Конечно. Мне кажется, сейчас одним музеем ограничиваться нельзя- интереснее придумать культурный центр, сочетающий в себе по мимо экспозиционной, образовательные и возможно коммерческие функции.
Частными интерьерами занимаетесь?
Это было бы интересно для нас, но при условии максимума свободы. Обычно нам с заказчиками везет. Нам обычно говорят, ребята, сделайте все на ваше усмотрение! Свобода позволяет находить наилучшие решения.
Какими, по-вашему, качествами должен обладать молодой архитектор?
Профессионализм приходит со временем. Если же вы на что-то решаетесь, будьте авантюристом, в хорошем смысле, и не бойтесь приключений. Когда знаете заранее о том, через что вам предстоит пройти, пропадает всякое желание работать. Нужно больше мечтать и не думать о проблемах.