Компания MMS Cinema, участвуя в конкурсах PinWin 12 сезона, представляет «Лучший домашний кинозал. Второй сезон», предлагая дизайнерам создать интерьер домашнего кинозала. Как должен выглядеть кинозал, почему организатор считает конкурс важным не только для MMS и как должны работать архитектор и инсталлятор в процессе создания проекта домашнего кинозала рассказывает Олег Люгин, директор по развитию дистрибьюторской компании MMS Cinema.
Олег, помнится, в нулевые, домашний кинотеатр (я умышленно говорю кинотеатр, а не кинозал), был скорее делом престижа, что изменилось?
Конец 1990-х, начало 2000-х был периодом начала насыщения предметами потребления. Акустические системы, усилители и проч. в 80-е годы прошлого века были далеко не у всех. И только в начале 90-х люди начали себе позволять и ТВ с большой диагональю, и плееры, и всевозможные устройств, которые могли бы качественно воспроизводить кино в домашних условиях.
Почему я сознательно избегаю словосочетания «домашний кинотеатр», потому что, именно в то время, этот термин применялся без разбору к абсолютно всем решениям. Купил себе большой телевизор, поставил колонки и всё -домашний кинотеатр! Сейчас мы пытаемся разделить понятия, «домашний кинотеатр» и «домашний кинозал». Те есть, кинотеатр – это в гостиной, где можно совмещать просмотры фильмов с приёмом гостей, вечеринкой, а домашний кинозал – это отдельное помещение в доме, которое предназначено для просмотра кинофильмов, спортивных программ, и только. Раньше всё было очень просто. Человек покупал квартиру и практически автоматически покупал панель и колонки, провода торчали во все стороны и мешались под ногами. Потом люди этим наелись. Теперь нужно другое. Если к тебе, например, пришли гости с детьми, ты можешь отправить в домашний кинозал детей смотреть мультики и на какое-то время про них забыть. В домашнем кинозале никто не мешает посмотреть и футбол. Например сейчас начинается чемпионат мира, вместо поиска свободных мест в спортбаре с большим экраном можно смело приглашать друзей к себе домой.
В каком интерьере возможно наличие домашнего кинозала?
Домашний кинозал практически невозможно построить в квартире, потому что нужна очень-очень большая квартира, с высокими потолками, изолированными комнатами. Хорошая изоляция должна быть для того, чтобы звук не мешал соседям. Идеальным местом для домашнего кинозала является загородный дом. Домашний кинозал штука не дешёвая. По самому скромному подсчёту его стоимость, если считать и работы и оборудование «от бетона» начинается от пяти миллионов рублей. Кроме того — крайне желательно полное затемнение, то есть, помещение кинозала проще всего разместить в цоколе дома, где нет окон, потому что для большого экрана сейчас обязательно нужен проектор, никаких телевизоров, ну и так далее. То есть, должны быть учтены все позиции, которые обеспечивают качество звука и изображения. Да, это не дёшево, не каждому по карману, это для людей, которые искренне любят кино и могут позволить себе смотреть его дома.
Можно, при желании, попробовать всё сделать своими руками, сэкономить, но необходимость в большом помещении и в довольно большом количестве денег никуда не денется. Опять же кинозал это не только звук и видео, но и интерьер и в этом плане лучше обратиться к профессионалам.
Кто ваши клиенты, какова география?
Прежде всего Москва, за ней сразу идёт Санкт-Петербург, потом все города – миллионники: Сочи, Екатеринбург и т.д. Моя личная оценка рынка – появление примерно пятидесяти-семидесяти персональных кинозалов в год, не более.
Как работаете с дизайнерами? Кинозал должен входить в общий проект или может быть отдельным дизайнерским помещением?
Я достаточно давно занимаюсь всевозможными инсталляциями и хочу заметить, что встречаются разные случаи. Был, например, дом на западе московской области, где мы инсталлировали домашний кинозал. Дом этот о 4-х этажах, и все четыре этажа представляли разные стили: современный, классика, хай-тек, прованс…
Кинозал – комната изолированная, её можно делать как отдельным стилем, так и выдерживать в общем. Я не вижу здесь проблем. Дизайнер, который ведет проект декорирования всего дома, должен быть другом специалистов, инсталлирующих кинозал. Как правило, дизайнера клиент выбирает гораздо раньше, и дизайнер, как минимум, должен спроектировать переход в помещение кинозала, помочь в подборе цветов, каких-то нюансов. Есть дилеры, которые могут сделать всё сами, но, конечно же, дизайнер нужен, потому что технические, инженерные конструкции, в конечном итоге должны стать частью комфортного интерьера.
Что должно быть обязательным в помещении домашнего кинозала и что запрещено?
Если говорить о свете, он должен быть приглушённым, но при этом, достаточно разнообразным, чтобы, например, можно было спокойно выйти за бутылкой вина. Какие-нибудь дребезжащие канделябры на стенах, люстры – категорически нет! В кинозале не должно быть ничего лязгающего, звенящего.
Пол, потолок, стены делаются из звукопоглощающих материалов. Очень плохо, когда дизайнеры используют какие-то твёрдые поверхности: паркет на полу, стекло на стенах. Они отлично отражают звук, что плохо для уха зрителя. В интерьере нельзя использовать светлые тона, Светлые стены и белый потолок способствуют появлению паразитной засветки экрана от стен, и как следствие - сильно снижают контрастность изображения на экране. Палитра должна быть тёмная: чёрная, красная, синяя – всё равно какая, но тёмная.
Олег, что можете сказать о пользе конкурсов и о нашем, в том числе?
Все конкурсы позитивны. Они приносят пользу, особенно, его участникам. Мы периодически проводим тренинги для дизайнеров, примерно раз в месяц, даже чаще. Помогаем дизайнерам адаптировать западный опыт под нашу реальность. У нас есть прекрасные шоу-румы в Москве, где можно посмотреть, что такое кинозал. Раз в квартал мы стараемся собирать наших партнёров. Это, скорее, миссионерская деятельность.
Олег, кто мировой передовик в вашей отрасли?
Однозначно, Америка, в Европе – Англия. Основные производители, конечно, сосредоточены в Штатах.