Фестиваль актуальной фотографии и фотокниги PHOTOBOOKFEST 2018 в Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит во второй раз. Он превратится в площадку для встречи европейскихи отечественных экспертов фотографического искусства. О фотографии, фотокниге какобъекте, об архитектуре и дизайне рассказывает куратор фестиваля Катерина Зуева.
Катерина, что нового на фестивале в этом году?
Фестиваль проходит уже во второй раз. Мы продолжаем экспериментировать, поднимая тему фотокниги и разных форм показа фотографии зрителям. Подобного события в Москве, да и в России никогда не было. Весь фестиваль будет длится 7 недель, до 24 июня. У фестиваля имеется три основных программы. Это конкурс книжных макетов – важная часть фестиваля. В этом году у нас 120 заявок из России и соседних стран. Это, конечно, выставочная и образовательная программы, а также несколько книжных показов. В качестве спикеров у нас будут специалисты из Швейцарии, Голландии, Литвы, Латвии, Испании, Германии, и других стран.
Практически все выходные мы будем говорить и о фотографической книге, и о современной фотографии. Будут и мастер-классы, в том числе, и для детей.
Катерина, кто ваша публика?
Наша публика – это публика Центра, которая интересуется визуальной культурой, и, конечно, профессиональное сообщество.
Кроме фотокниги, фестиваль открывается выставками?
Ну, во-первых, это проект «В поисках Ленина» швейцарского фотографа Нильса Акерманна и французского журналиста Себастьена Гобер, в котором они размышляют о процессе декоммунизации в Украине через документирование сноса памятников Ленину. Проект существует в виде книги, которую выпустило лондонское издание Fuel. Проект рассказывает о том, чем живёт Украина сейчас, какой у неё взгляд на собственную историю. Какие-то памятники Ленина выброшены, какие-то переплавлены. Кто-то пытается продать памятник с аукциона, кто-то, на всякий случай, сохранил Ленина у себя в огороде, потому что не знает, какой режим придёт после. А кто-то использует статую Ленина как арт-объект… Нильс и Себастьен работают очень профессионально, придерживаясь авторского нейтралитета! На выставке, помимо фотографий, очень много текстов – это интервью с местными жителями, представителями разных слоёв населения. За тексты отвечает Себастьен, а за фотографии Нильс.
Второй проект «Капсула» - выставка Татьяны Палыги и Александра Бондаря, составляющих арт-группу Zoopark Publishing. В основу проекта лёг текст из капсулы времени, замурованной в стену новосибирского Дома культуры в 1967 году. Это небольшое пространство рассказывает, как работает коллектив Zoopark над созданием печатного объекта.
Ещё одна выставка «Я, Обломов» представляет серию автопортретов японского фотографа, победителя Конкурса книжных макетов PHOTOBOOKFEST 2017, Икуру Куваджимы. Он попытался погрузиться в феномен «обломовщины» и исследовать через него постсоветское пространство.
Катерина, что можете сказать о таком понятии, как «архитектура книги»?
Архитектура книги – вполне легитимное понятие. Фотографическая книга – это законченный и целостный арт-объект, самоценный дизайнерский объект, чему очень много внимания уделяют дизайнеры, работающие сегодня с книгой, используя все возможные материалы. То, как книга взаимодействует с человеком в пространстве, очень важно.
Как она вписывается в интерьер?
Моя личная библиотека в последнее время, состоит практически полностью из фотографических книг. Нынче можно любой текст читать с любых носителей, поэтому книг для чтения у людей в доме становится меньше. Но книга как объект – это совсем другое, это то, с чем хочется жить. Издательства «Taschen», например, издаёт коллекционные книги, для которых делаются специальные дизайнерские столы и подставки. По сути, это отдельный объект в пространстве интерьера. И книга здесь уже работает как скульптура. Интерес в артистической среде к фотографической книге в последние 15 лет стал очень серьёзным. Есть нужда в тактильном контакте, это, во-первых. Во-вторых, сейчас не так много фотогалерей и в Москве, и в России, так что книга становится для фотографа платформой самореализации, альтернативной площадкой.