О Высшей школе экономике, лучшем в России профессиональном образовании, конкурсе MMS – ЛУЧШИЙ ДОМАШНИЙ КИНОЗАЛ. ВТОРОЙ СЕЗОН, рассказывает Степан Бугаев. Успешный куратор направления дизайна интерьера в школе дизайна НИУ ВШЭ, основатель студии Точка-дизайна и сервиса Flatplan нынче ещё и член жюри нашего конкурса MMS – ЛУЧШИЙ ДОМАШНИЙ КИНОЗАЛ. ВТОРОЙ СЕЗОН.
Степан, у Высшей школы экономики собственный, уникальный методический подход, её характеризует высокое качество образования. Вы являетесь куратором направления дизайна интерьера в школе дизайна НИУ ВШЭ. Что можете рассказать о Школе дизайна, чем она принципиально отличается от других школ?
Хочу начать с того, что я сам - выпускник НИУ ВШЭ, поэтому, когда меня пригласили стать куратором направления дизайна интерьера, я с удовольствием принял предложение, потому что мне близок подход, принятый в Школе. Школа дизайна сейчас динамично развивается. Несмотря на то, что она существует всего 5 лет, уровень преподавания очень высок. Это связано с тем, что среди преподавателей нет случайных людей. Все они - практикующие профессионалы в своей сфере с большим опытом работы. Главное наше отличие от других школ – практикоориентированный подход. Особенно важно это для программ дополнительного профессионального образования, где сроки обучения очень сжаты. Мы стремимся к тому, чтобы каждый наш выпускник, получив диплом, был востребованным специалистом, сразу же готовым приступить к работе над реальными проектами. Именно поэтому мы не даём проектировать интерьеры подводных лодок. У нас вообще нет такого понятия, как дипломный проект. Все учебные проекты – это решение реальных задач, которые по итогам обучения становятся частью портфолио. И это как раз то, что хотят увидеть работодатели.
Какие возможности предлагает Школа для повышения квалификации молодых дизайнеров?
К нам часто приходят молодые люди, которые уже состоялись в своей профессии и хотят сменить сферу деятельности. Есть и те, кто давно интересуется интерьерным дизайном и желают разбираться в тонкостях. А некоторые становятся нашими студентами, потому что просто решили самостоятельно оформить свою квартиру. На базовом курсе, который был разработан специально для новичков, мы делаем упор на знания и навыки, обязательные для дизайнера, но и не забываем про вдохновение и расширение кругозора. Программа включает в себя цикл по истории стилей, изучение эргономики и материаловедения. Не обходится и без занятий по программному обеспечению: даём основы работы в PhotoShop, AutoCAD и 3D Max. За новыми идеями отправляемся вместе со студентами на профессиональные выставки, в музеи и на мастер-классы.
Как учите студентов качественному дизайну?
Мы учим не изобретать велосипед. Потому что в дизайне интерьера, как и во многих других сферах, существуют базовые принципы и приёмы, используя которые можно грамотно спроектировать пространство. Качественный дизайн – это не только и не столько красивая картинка. Качественный дизайн – это, прежде всего, решение задач клиента. Поэтому большое внимание мы уделяем анализу сценариев в пространстве и созданию планировочных решений. Чтобы не повторять чужих ошибок, разбираем уже реализованные проекты. Хороший вкус формируем проектами признанных архитекторов, дизайнеров и декораторов, советуем просматривать ведущие издания, в том числе, зарубежные.
А как работаете с более опытными, «продвинутыми» студентами?
Здесь перед нами стоят несколько другие задачи. Опытные дизайнеры хотят либо прокачать какие-то конкретные навыки, либо их волнуют вопросы взаимодействия с клиентами и выстраивания бизнес-процессов. Для продвинутых мы предлагаем краткосрочные интенсивные программы, например, по коллажированию, интерьерной фотосъёмке или построению эффективных коммуникаций. Подход к этим курсам такой же, как и к базовому, преподают действующие специалисты, моделирующие на занятиях реальные ситуации, с которыми сталкивается дизайнер интерьера в своей работе.
Какие перспективы открываются у выпускников Школы?
Они могут начать либо самостоятельную карьеру, либо стать сотрудниками дизайн-студии. Мы недавно запустили программу стажировок для самых успешных выпускников.
А можно ли научить «успешности»?
Мы можем. У меня даже есть авторский курс, он так и называется, «Правила создания успешного проекта». Мы проходим все стадии работы над дизайн-проектом, обсуждаем, какие могут быть подводные камни, много времени уделяем кейсам по взаимодействию с клиентом и говорим об авторском надзоре. Команда «Точки дизайна» за годы работы реализовала около тысячи проектов, так что нам есть, чем поделиться.
Ваше отношение к конкурсам дизайна, архитектуры, насколько это важно для молодых людей?
Я призываю всех дизайнеров независимо от их уровня участвовать в конкурсах. Во-первых, это прекрасная возможность получить обратную связь от жюри и стать лучше. Во-вторых, это стимулирует дизайнеров искать неординарные решения, чтобы выделиться среди большого числа участников. И, в-третьих, это- отличный инструмент для продвижения. Победы в конкурсах – весомый аргумент в вашу пользу для потенциальных клиентов.
Вы отказывались когда-нибудь от участия в конкурсе в качестве члена жюри?
Нет, не приходилось. Но если мне предложат стать членом жюри в конкурсе, в тематике которого я не силён, я откажусь, потому считаю, что судить могут только эксперты.
В новом сезоне вы согласились стать членом жюри нашего конкурса MMS – ЛУЧШИЙ ДОМАШНИЙ КИНОЗАЛ. ВТОРОЙ СЕЗОН. По каким критериям будете судить работы участников?
Домашний кинозал встречается не в каждом доме и не в каждой квартире. Это не совсем обыденное помещение и не самая простая задача для проектирования. Реализация такого проекта требует хорошего знания аудио и видеотехники, а также их грамотного размещения в интерьере. Обилие технических элементов накладывает отпечаток и на стилистическое решение. Именно поэтому будет особенно интересно увидеть какие концепции предложат дизайнеры. Гармоничное сочетание технических средств и стилистической индивидуальности интерьера, думаю, будет одним из главных критериев при выборе лучшего проекта.
Обучение молодых архитекторов и дизайнеров является одной из задач конкурса MMS – ЛУЧШИЙ ДОМАШНИЙ КИНОЗАЛ. ВТОРОЙ СЕЗОН. Можете прокомментировать?
Как я уже говорил, этот конкурс – отличная возможность получить обратную связь не только от жюри, но и просто от любителей дизайна. Увидеть свою работу глазами экспертов и потенциальных заказчиков – это хороший толчок для саморазвития. Участвуя в конкурсе, вы оказываетесь частью профессионального сообщества, даже если до этого раньше у вас не было такого опыта. А это масштабно способствует вашему профессиональному росту.