Как разработать дизайнерский проект домашнего кинозала, совместив технические особенности помещения и мировые стандарты киноиндустрии рассказывают Александр Боенич и Екатерина Сунцова. Не только теоретики, но опытные практики раскрывают все секреты работы от концепции до воплощения.
Как я понимаю, первое, на чём надо остановиться, это выбор помещения?
Александр Боенич. Анализ зарубежного опыта показывает, что западные специалисты при разработке проекта уже на стадии подготовки планировочного решения и зонирования, чётко определяют, какое из помещений подходит для создания домашнего кинозала наилучшим образом. Это и позволяет при проведении строительных работ учесть все особенности звуко- и шумоизоляции, осуществить правильный монтаж систем вентиляции и кондиционирования.
Екатерина Сунцова. Кинозал или медиакомната обычно размещаются в цокольном этаже или в мансарде. Именно там легче соблюсти повышенные требования к звукоизоляции. А это:
- отсутствие смежных спальных помещений и детских комнат;
- определённая схема систем вентиляции и кондиционирования;
- правильная шумоизоляция по технологии «Комната в комнате»;
- желательное отсутствие окон и больших дверных проемов;
Александр Боенич. Выбор двери в данном случае заслуживает особого внимания, так как она тоже должна соответствовать уровню необходимой изоляции.
Если кинозал всё же располагается в помещении, где имеются окна, то для защиты от дневного света все окна потребуется завесить плотными шторами.
Домашний кинозала можно использовать только для просмотра фильмов?
Екатерина Сунцова. В практике встречаются и такие случаи, когда помещение кинозала выполняет также функцию комнаты отдыха. Здесь, например, можно, играть в бильярд или шахматы, имеется барная зона, сцена и место для дискотеки и караоке.
Александр Боенич. Именно в таких универсальных помещениях придётся поломать голову над тем, чтобы обеспечить должное звучание при просмотре фильма. В результате настройки оборудования зритель должен услышать такую звуковую дорожку, какую задумал звукорежиссер, для караоке же нужен чистый вокальный звук, а для дискотеки - много низких частот и звуковое давление.
Так что, при неправильной отделке помещения, вся профессионально укомплектованная система домашнего кинозала может быть напрасна.
Что можете сказать о стилистике кинозалов?
Екатерина Сунцова. Современные технологии, разнообразие моделей и возможности материалов, предметов освещения, оборудования и мебели позволяют создавать абсолютно неповторимый интерьер кинозала в любом стиле, от классики до хай-тека. Конечно, если заказчик заказывает кинозал в каком-либо из исторических стилей, процесс проектирования и реализации будет чуть более трудоёмким, ввиду необходимости соблюдения определённых правил и канонов, характерных для данных интерьеров. Но возможно всё.
В идеале, интерьер кинозала должен быть связан общей концепцией с остальными помещениями дома. Однако, при желании заказчика, именно здесь, можно создать нечто иное по стилю, не похожее на всё остальное в доме, погрузить зрителя, что называется, в другой мир.
сантехнике, в свете, соответствует новым технологиям, что, пожалуй, главное. Все ноу-хау, мне лично, всегда хочется использовать, попробовать.
Какова специфика помещений, предназначенных под кинозал?
Екатерина Сунцова. Для данных проектов всё, начиная от конфигурации помещения, геометрии пола, стен, потолка, и заканчивая цветовыми решениями пространства, имеет важную практическую роль.
Так, говоря о форме помещения, следует отметить, что для кинозала наилучшим образом подойдёт помещение вытянутой, прямоугольной формы. Планируя обустройство потолка и стен, необходимо учесть, что в идеале в кинозалах они должны находиться под небольшим уклоном относительно друг друга, для того, чтобы звуковые волны отражались в пространство под разными углами. Следует учесть и облицовку поверхностей. Первые несколько метров от проекционного экрана крайне желательно выполнить из поглощающих элементов, прикрытых акустической прозрачной тканью или тканью с повышенным звукопоглощением.
Александр Боенич. Да, именно с фронтальной стороны устанавливаются наиболее мощные акустические системы, в том числе, сабвуферы. Чтобы звук не превратился в «кашу», нужно предусмотреть качественное звукопоглощение всеми поверхностями помещения, как-то потолок, стены, пол.
Екатерина Сунцова. И ещё. В домашнем кинозале не должно быть никакого паркета, ламината, плитки и даже пробки. Идеальное решение для пола – ковролин с высоким ворсом. Даже выбор колористического решения и текстур материалов для кинозала ограничивается требованиями к назначению помещения и не может быть случайным. Предпочтение лучше отдать тёмным тонам, а при выборе их текстуры - матовым. Это поможет избежать ненужных бликов и отражений, влияющих на качество воспроизведения звука, особенно это касается зоны у экрана. В этом ключе лучше выполнить всё пространство домашнего кинозала. Но если у вас универсальный зал, например, с зоной отдыха, то в тёмном помещении может просто быть некомфортно.
Что касается материалов стен и потолка, если упростить, то можно сказать - чем больше различных отделочных материалов применено, тем будет лучше для звука.
Александр Боенич. Звукопоглощающие и акустически рассеивающие элементы, и правда творят чудеса, если ими правильно пользоваться. Выделю два типа акустических панелей: для скрытой установки и декоративные (финишные), которые, впрочем, могут быть окрашены в подходящий цвет интерьера по каталогу RAL. Соответственно, первые в 90% случаев монтируются за акустически прозрачной тканью, а вторые выполняют в том числе декоративную функцию и являются частью дизайна интерьера помещения. Так или иначе оба варианта предназначены для коррекции акустики помещений, устранения отражённых звуков, регулирования времени реверберации и выравнивания звукового поля в области низких и средних частот.
Нельзя не сказать о современных технологиях, а именно аудиопроцессорах, которые позволяют в какой-то мере компенсировать возможные просчеты в проектировании домашнего кинозала, но лучше до этого ситуацию не доводить.
Екатерина Сунцова. Хочу заметить, что в настоящее время дизайн финишных акустических панелей настолько разнообразен, что они не только позволяют кинозалу наилучшим образом сохранить нужное звучание, но и становятся настоящей изюминкой интерьера. Деревянные или тканевые, объёмные или плоские, перфорированные или гладкие, крашеные, с фотопечатью – на что только не идут производители, чтобы угнаться за модными тенденциями в отрасли и удовлетворить самый взыскательный вкус клиентов и дизайнеров. И это, несомненно, радует, поскольку неограниченный выбор позволяет создавать действительно уникальные интерьеры.
Что можете сказать об освещении?
Екатерина Сунцова. Для основного освещения самого домашнего кинозала не требуется яркого света, как, например, для гостиной. Свет должен быть рассеянным, приглушенным, дающим возможность зрителям расслабиться и настроиться на просмотр фильма, полностью погрузиться в его атмосферу. В качестве источников света лучше использовать точечные светильники. Удачно смотрится также сочетание точечного освещения с подсветкой стен бра. А вот от использования больших люстр с декоративными подвесными элементами (хрусталь, стекло, металл и т.д.) придётся отказаться, поскольку все они будут вибрировать и звенеть при каждом громком звуке во время фильма.
В случае же оборудования мультимедийных комнат потребуется оптимальное решение, сочетающее в себе несколько сценариев общего освещения и подсветки, отвечающих назначению каждой зоны.
Александр Боенич. Однако, как в первом, так и во втором случаях, независимых групп освещения должно быть несколько. К примеру, группа освещения, отвечающая за подсветку бара, должна существовать независимо от группы, отвечающей за освещение перед проекционным экраном.
Екатерина Сунцова. Использование всевозможных вариантов скрытой светодиодной подсветки в кинозале - тренд, давно полюбившийся многим, в том числе и нашим заказчикам. Подсветка карнизов, ниш, стен, плинтусов, баров и кресел смотрится стильно и является неотъемлемой частью дизайна интерьера кинозала.
Александр Боенич. Более того, если устройство пола в кинозале выполнено в несколько уровней, то подсветка каждого из таких уровней просто необходима еще и исходя из вопросов безопасности. Очень эффектно смотрится подсветка, выполненная по периметру экрана. Она придаёт ему невесомость, визуально создаёт ощущение парения экрана в воздухе, при условии, конечно, что подсветка выполнена аккуратно, очень изящно, едва видной полосой, а не ярким светом.
Как размещаем оборудование?
Александр Боенич. Коммутационное оборудование мы можем даже спрятать в шкафу в самом дальнем углу помещения, разместить в соседнем помещении, серверной или просто установить на полку под экраном. В этом сложности никакой нет и здесь я часто иду навстречу дизайнеру. Но подобным образом никак нельзя поступить с проектором, как и с акустической системой. Мультимедийный проектор устанавливается точно в определённом технической документацией и расчётами месте. Даже если у него есть небольшой люфт по расстоянию до проекционного экрана, это не означает, что перед ним может быть повешена люстра. Проектор также не может быть перемещён в другое место, по причине того, что на этом месте должен быть небольшой встраиваемый светильник. Схема размещения акустических систем также рассчитывается на начальных стадиях проектирования с учётом определённых привязок к сохранению угла разворота к центральному зрительскому месту. Но и в таких, казалось бы, важных, не терпящих компромиссов, технических моментах, мы можем всегда найти самое лучшее решение, которое не только не испортит внешний вид помещения домашнего кинотеатра, но и дополнит его, придаст дизайну законченный вид. Акустические системы могут быть как встраиваемые (в стену и потолок), так и отдельно стоящие, как, например, варианты брутального дизайна колонок, которые могут создать атмосферу коммерческого кинозала. Также никто не отменял красивой HiFi и HiEnd акустической системы в домашнем кинотеатре или медиаруме.
Что предпочтительнее, кресла или диваны?
Екатерина Сунцова. Кинозал – место отдыха, соответственно, непременным условием для мебели в кинозале является удобство и комфорт. Поскольку просмотр кинофильма может занимать довольно продолжительное время, в идеале мебель в кинозале должна иметь возможность трансформации.
Комбинации самые различные: это могут быть кресла, поставленные в один ряд, несколько рядов, диваны разной конфигурации, как с механизмами трансформации, так и без. Нередко мы предлагаем наличие и диванов, и кресел. Различные пуфы, мягкие мешки также имеют право на существование.
Нередко в кинозалах ставят барные стойки. Красивая стойка - это не только стильный элемент дизайна, но, и дополнительное место для размещения зрителей, самостоятельная зона отдыха.
Обращайтесь к нам за компетентными ответами на все вопросы, и мы сделаем ваш кинозал не только индивидуальным, но соответствующим всем современным стандартам.
Выражаем благодарность за подготовку интервью:
- Юлии Федоткиной и компании БОНАНЗА
- Дмитрию Куляеву и компании MMS
- Кериму Татевяну и компании Аудиомания