Галерее «Эритаж» нынче исполнилось 10 лет. Юбилейная выставка «Постконструктивизм, или рождение советского ар-деко: Париж – Нью- Йорк – Москва» посвящена советскому ар-деко, стилю малоизвестному и малоизученному. О Нью-Йорке, Париже, Москве, о метро, небоскрёбах и границах стиля рассказывает Кристина Краснянская, владелица и арт-директор галереи, куратор выставочного проекта.
Кристина, как появилась тема и что представлено на юбилейной выставке?
Мы знаем, что искусствоведы до сих пор не решили окончательно, что такое ар деко по-советски и где проходят границы стиля. Спор актуален и сегодня, так появилась идея. Под неё стали собирать материал. Мы показываем, что в Советском Союзе был такой стиль - ар деко. Мы не ставим вопрос – мы утверждаем и объясняем, как и под влиянием чего он сформировался.
Как построена экспозиция?
Изначально, выставка разделена на три зоны: французскую (парижскую), американскую и советскую. Мы решили провести параллели между московскими высотками и нью-йоркскими небоскребами, французскими интерьерами, авторской мебелью, стеклом и советской авторской мебелью, советскими интерьерами.
Почему Париж? Потому что 1925 год – это Всемирная выставка изящных искусств, точнее Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности. Выставка дала имя течению ар-деко (в результате сокращения слов Arts Décoratifs в названии выставки). В истории искусства и дизайна это - точка отсчёта. Стиль ар деко получает международное распространение, выкристаллизовываются основные его критерии, он актуален и современен. В 1925 году мы приезжаем на выставку и показываем там конструктивизм. Советский павильон архитектора Константина Мельникова становится одним из самых популярных на выставке, его высоко оценивают и Ле Корбюзье, и Фернан Леже. А главным художником павильона СССР на выставке был Александр Родченко!
А что Америка?
Мы считаем, что основное влияние на нас оказала всё-таки не Франция, а Соединённые Штаты Америки. В СССР в конце 1920-х – нач. 1930-х годов работали приглашённые американские инженеры, архитекторы. В период Великой депрессии это было логично. Они хотели получить деньги, а мы хотели получить новые технологии и новый опыт. Наших соотечественников, посетивших в тоже время Америку, Ильфа и Петрова, Владимира Маяковского, архитектора Вячеслава Олтаржевского, главного отечественного специалиста по высотному строительству, поразила современная американская архитектура, американский дизайн. Наши сталинские высотки, по сути, конечно, преемницы американских небоскрёбов. Американский вариант ар деко – отражение динамики, прогресса, стремительной скорости автомобилей, паровозов, самолётов. Конечно же, всё это проявилось в архитектуре!
Существуют ли строгие границы у советского ар деко?
Да, конечно, есть определённые рамки. На самом деле, это достаточно короткий отрезок времени, лежащий между конструктивизмом и сталинским ампиром, то есть, между 1932 и 1937 годами. Позже архитектура приобретает более тяжеловесные, монументальные формы. Советский ар деко пытается удержаться в рамках конструктивизма, использовать его приёмы. Мы, конечно, не могли себе позволить французской или американской роскоши. Но тем не менее, таким ярким, роскошным блоком является московское метро. Образцами советского ар-деко считаются несколько станций, в первую очередь, «Маяковскую», с мозаичными панно по рисункам Александра Дейнеки. Ар деко проникает в дизайн, в интерьер. В 1933 году была создана мастерская №12, специально занимавшаяся интерьерами, где большое внимание уделялось вопросам стиля, композиции, конструкции мебели, освещению, декору. В нашей экспозиции есть великолепное кресло-шезлонг из мастерской №12.
В проекте участвует большое количество художников русского зарубежья, именно этими художниками галерея занималась всегда, с самого начала, с открытия галереи. Уехавшие в Европу и Америку русские художники активно работали и с интерьерами. В проекте мы представляем тех, кто работал в стилистике ар деко: Василия Шухаева, Бориса Григорьева, Соню Делоне, Георгия Артёмова и проч. Это интересный феномен, как наши соотечественники превратились в знаменитых французских и американских художников! В экспозиции есть также графика советских архитекторов, связанных со стилем: Алексей Щусев, Илья Голосов, Иван Фомин, Алексей Душкин, Яков Лихтенберг, Дмитрий Чечулин. Период советского ар деко хотя и был коротким, но безумно интересным!