На ВДНХ, в павильоне №16 «Гидрометеорология» показывают выставку под названием «Retina», посвящённую Тропарёвскому лесопарку. Автор - молодая московская художница Лариса Федотова, работающая с фотографией, объектами, инсталляциями и видео, победитель проекта «ВЗЛЁТ» (направление «Видеоарт»). Прекрасная Ольга Шишко, куратор выставки, ведущий российский специалист в области искусства новых технологий, рассказывает о сложной и невероятно интересной экспозиции, инновациях, идеях, интерьерах и экологии… Очень интересно!
Ольга, традиционный вопрос, почему кураторский выбор пал на Ларису Федотову?
Выбор куратора всегда субъективен. Лариса продолжает эксперименты, которыми занимаюсь я. Лариса исследует новое зрение, которое воспринимает мир не как геометрическую проекцию, а как смещённое внутреннее телесное ощущение. Меня, как куратора, интересуют такие проекты.
Ольга, почему «retina»?
Это название Ларисы. В переводе с латыни «retina» означает «сетчатка», то есть, внутренняя многослойная оболочка глаза, воспринимающая и преобразовывающая зрительные сигналы. Цель художника — исследовать человеческое восприятие и особенности взаимодействия человека с изменяющимся пространством города. Что для нас сегодня является сетчаткой? Как мы воспринимаем мир? Мы воспринимаем мир через детали, через собственные ощущения, блуждания. Тропарёвский парк выбран не случайно. Он разделён на «дикую» зону и зону «рукотворную». Лариса ходит по этим зонам, считывает эти образы и заводит нас в пространство мысленного кино. Она превращает сам акт нашего видения в опыт. Её лес заполнен чудесами и чудовищами. Хотя у Ларисы это вполне реальные вещи, предметы, состояние романтической тревожности остаётся. Она перемешивает медиа, ей недостаточно движущейся камеры и необходимы ещё фотографии… Свет и тени, ветер и звук, всё это вступает в взаимодействие с нашей памятью. Получился очень интересный эксперимент, который ставили многие художники. «Лес – это такое состояние души, пишет французский философ Гастон Башляр. Поэты знают это. Одним достаточного беглого упоминания, как например Жюлю Сюпервелью, который знает, что в часы покоя мы – «чуткие обитатели наши внутренних лесов». Другие рассказывают об этом более пространно, как Рене Менар: он показывает нам чудесный альбом с изображениями деревьев, где каждое дерево сопоставляется с каким-нибудь поэтом. «Вот он я, пронзённый лучами, отмеченный печатями солнца и тени… Я живу в надежных, густых зарослях. Мое убежище зовёт меня. Я втягиваю голову в зелёную листву его плеч… В лесу я обретаю целостность… Всё возможно в моем сердце, как в глубине оврага. Сплошное зелёное пространство отделяет меня от морали и от городов».
Лариса создаёт свой внутренний лес, и это очень круто.
Как устроено пространство экспозиции?
Первое, что там зритель может увидеть – фотографии. Блуждание по фотографическим лабиринтам с фонариком в руках - это очень важно! Павильон «Гидрометеорология» сам по себе является как бы внутренним лесом, даже за его окнами виден лес, реальный. Дальше зритель попадает в видеоинсталляцию, настоящие лесные дебри, где стёрта граница между реальностью, восприятием, изображением. Всё здесь напоминают карту города Москвы. Фотографические объекты очень странные: дорожные знаки, кормушки, пакеты с мусором, одноразовый мангал. Вам кажется, что это - чудные вещички, вроде жемчужных серёжек из голландского натюрморта, но, посвятив фонариком, видите, что это очень бытовые, бросовые вещи…
Со старым, и даже современным искусством жить в интерьере, хорошо и просто, а как жить с видео?
У меня в доме висит на стене проектор, и я включаю, то Билла Виолу, то Нам Джун Пайка. Это для меня, как открыть любимую книгу. Сейчас искусство настроено так, чтобы добавлять волшебной сказки в твою жизнь. В старом палаццо, в современной квартире, в брошенной фабрике, всюду может жить искусство видео-арта! Я нахожусь под большим впечатлением от последней поездки в Бельгию. Аксель Вервордт, коллекционер, антиквар и декоратор интерьеров, построил целый арт-квартал в Антверпене. В закупленном им квартале, который он обживает кусочками, Аксель Вервордт, продемонстрировал жизнь искусства медийного, где в каждой трубе «живёт» либо Гарри Хилл, либо Шелли Сильвер, либо Марина Абрамович… Какое нежное отношение к пространству! Оно вообще не живёт без искусства.