Давненько мы такого не видели! И не читали. А жаль. Третий номер высокохудожественного журнала «Чифан», где представлены известные архитекторы, художники, фотографы и прочие творческие люди презентован. О журнале рассказывает его главный редактор Андрей Ягубский.
Андрей, вышел третий номер твоего замечательного журнала ЧИФАН, у тебя существует какая-то минимальная редакция?
В третьем номере редакция была исключительно виртуальная. Я сам придумал дизайн всего номера и сам верстал, сам собирал все материалы, писал тексты, делал иллюстрации, собирал фотографии из моего обширного архива. В номере есть рассказы из моих сборников. При этом главная задача была сделать так чтобы меня самого было как можно меньше. Не как в предыдущих номерах, где меня было слишком много. Это было сделать не сложно, когда у тебя так много известных, талантливых друзей художников, архитекторов, людей любых творческих специальностей. Они бескорыстно, с радостью помогали мне в работе. Иллюстрации для журнала делали прекрасные художники и фотографы. Борис Спиридонов, Бася Спиридонова, Петя Вознесенский, Дима Барьюдин, Илья Вознесенский, Туся Ягубская, Сергей Пахомов (Пахом), Кирилл Рубцов, Икуру Куваджима, Александр Ширнин, Владимир Дмитриевич Колганов, Евгений Шкаруба, Дмитрий Амелин, Владимир Манилов, Алексей Народицкий, Даша Штыркова, Анатолий Белов, Алексей Кузнецов (Пепл), Витал Молька, Андрей Соловьев, Григорий Сидяков, Настя Соротокина.
Авторы текстов и интервью: Илья Куперман, Илья Вознесенский, Сергей Пахомов (Пахом), Икуру Куваджима, Андрей Иванович Таранов, Сергей Ситар, Елена Грицкевич и Ольга Скуза, Алексей Муратов, Никита Рыбин, Татьяна Михайловна Фролова, Аркадий Галиш-Сигилай, Ульрих Хайден, Вера Колганова, Лариса Самойлова, Михаил Игнатьев, Евгений Шкаруба, Дмитрий Амелин, Алексей Народицкий, Дмитрий Барьюдин и Даша Штыркова, Алексей Луардович Чуланский, Андрей Штефан, Алексей Кузнецов (Пепл), Евгений Калачев, Анатолий Белов, Николай Гросицкий.
Я так понимаю, что журнал издан на деньги спонсоров, это альтернативное архитектурно-художественное издание для тех, кто устал от моды и глянца?
Тема «деньги» – это совсем не про журнал ЧИФАН. Я про подобные проекты ни в России, ни в мире не слышал. Был конечно в советскую эпоху самиздат, но это было связано со специфическими условиями того времени. Были художественные эксперименты, их было много. Например, журнал «Яйцо». Но журнал ЧИФАН – это в какой-то мере рекордсмен. Он не умирает уже девять лет. Это солидное издание – 600 страниц. И главное, его бескорыстно поддерживают гениальные художники, профессиональная работа которых в обычной жизни стоит не дёшево. Короче, в харизме журнала полностью отсутствует составляющая «оскала мира чистогана».
Что касается самой презентации третьего номера. Это грандиозное шоу произошло, исключительно благодоря доброй воле Московского международного государственного университета.
И я им максимально благодарен. Университет предоставил для презентации крытый атриум, величиной с футбольное поле. Помогли с материалами, из которых я построил макет поморского карбаса, с каютой и морским самоваром; телевизор, внутри которого вкушали ром из чайника влюбленные; морского слона и большую фанерную тетю. И что вообще стало чудом – университет напечатал в своей типографии бумажную версию журнала.
Потом, на сцене выступали музыкальные группы «Корабль» и «Лёвакс». Были открыты четыре большие выставки, которые заняли не только атриум, а весь университет, включая столовую и балконы. Прогрессивный Университет поддерживает культуру и нестандартные проекты – это здорово!
Андрей, почему «Чифан»?
Я, собственно и есть Чифан, человек-журнал – это и моё имя и журнала тоже. Когда-то я служил на подводной лодке на Камчатке, три года. Забыл там обычный русский язык. Когда вернулся разговаривал на морском сленге. Например, я говорил не есть, а чифанить. У слова Чифан китайские корни. Два иероглифа – ЧИ и ФАН: «меню ресторана», «есть» и «рис», вкушать пищу. Поэтому журнал ЧИФАН устроен как меню ресторана. Он состоит из пяти самостоятельных разделов: «Завтрак», «Обед», «Полдник», «Ужин» и «Бар».
Завтрак – лёгкий, встаёшь, смотришь новости, картинки разглядываешь...В разделе «Завтрак» есть даже иллюстрации, которые рисовали дети.
Обед уже посерьёзнее. В разделе «Обед» есть статьи про архитектуру, большие, которые надо читать серьезно. «Полдник» в этом номере весь посвящён Владимиру Дмитриевичу Калганову. Он был одним из ведущих графиков СССР, рисовал марки, посвящённые флоре и фауне. После окончания школы пошел на войну и сразу же попал в плен. Сбежал, а когда поймали сказал, что он не русский, а шотландец. И последние 2 года плена сидел с англичанами. Улетел с ними в Англию и там ещё целый год жил. Потом Владимира Дмитриевича вернули в Москву, всё обошлось. Он умер в прошлом году, в возрасте 93-х лет. Кстати, это Владимир Дмитриевич придумал знаменитую коробку духов «Красная Москва». Раздел «Ужин» предполагает тексты не для интернета – для чтения после работы.
В «Ужине» третьего номера помещена история про поморский карбас. Важная история. В июне месяце мы построили в Архангельской области этот самый карбас, большой корабль с мачтами и парусами. Мы его построили всего за месяц, и он ушёл по реке Мезень в Белое море на Соловки. Этот текст посвящён истории возрождения традиций строительства древних парусников и возрождению походов на них. Кстати, все капитаны карбаса приехали на презентацию журнала.
«Бар» – это ночь, это не для детей. Это для взрослых. То, что не показывают по телевизору.
Андрей, у каждого журнала есть, что называется, «тема номера», что ты об этом скажешь?
Если говорить о теме номера, то их две, плюс бесконечность. Первая – японская. В журнале есть интервью с японским фотографом и журналистом Икуру Куваджима. Он уже 15 лет живет в России. Его здесь путают с гастарбайтером – много всего..., Но ему у нас нравится. И в Японию, Америку не тянет. Я его считаю настоящим самураем вселенной...
Также про свое путешествие в Японию, еще студентом МАРХИ, в 1957-м году рассказал легендарный архитектор Андрей Иванович Таранов. Можно сказать, гуру нашего уже не совсем юного сообщества.
Вторая тема номера – кубинская. Умер Фидель Кастро, легендарный команданте. Как-то мимо пролетело... Поэтому в номере выставка фотографий Алексея Народицкого – «Архитектура социалистической диктатуры, на закрытом острове свободы». Так что, кубинский след здесь хорошо виден.
Первый номер журнала мы выпустили 9 лет назад. Это кажется был первый интернет-журнал в России. Все номера журнала ЧИФАН есть в интернете (chifan.space), это полная версия. Хотя бумажная версия получилась укороченная не 600 страниц, а 270, я всё равно счастлив.
Мне всегда хотелось выпустить бумажный журнал, что и произошло, благодаря Московскому международному университету.