Кто-то уезжает из России, а кто-то приезжает. Молодое международное (но базирующееся в Москве) бюро Blank Architects было создано в 2008 году Магдой Чихонь, Лукашем Качмарчиком, Шимоном Матковски, Петром Фонфарой и Магдой Кмитой.
Сейчас в бюро работают и наши соотечественники, но обязательно – архитекторы с европейским образованием и опытом. Участие в международных и российских конкурсах, ответственные проекты вроде ВТБ Арена Парк, ребрендинг и модернизация интерьеров в ТЦ «Пятая Авеню», «Многофункциональный торгово-сервисный центр» в Отрадном (бывший ТЦ «Золотой Вавилон», признан лучшим проектом года в конкурсе Архсовета Москвы 2017), ТЦ «Гудзон» в Москве, дизайн интерьеров ТРК «Грозный Молл» в Чечне, ТРК «Ривьера» в Липецке, ТРЦ «Пушкинский» и т. д. сделали их знаменитыми. И не только в Москве. Новый заказ – станция метро «Ржевская» обещает стать таким же архитектурным событием.
О том, как молодые архитекторы любят Москву, ценят креативность и ответственность рассказывает прекрасная Магда Кмита, архитектор, партнёр Blank Architects, руководитель Отдела интерьеров и ландшафтного дизайна.
Магда, расскажите, пожалуйста о проекте станция метро «Ржевская», вы стали победителями конкурса, что называется, в жёсткой борьбе?
Мы участвовали в конкурсе с такими архбюро как POLE DESIGN (2 место по итогам голосования горожан) и ПЛАНАР (3 место). Сейчас проект в разработке. Метро откроется в 2020 году. В этом проекте мы, как всегда, ориентировались на историю места. Станция «Ржевская» будет связана подземным переходом с метро «Рижская» и будет иметь два вестибюля с выходами на платформу «Ржевская» и Рижскую площадь, это ближайшая к Кремлю станция Третьего пересадочного контура.
Свое название станция получила от одноименной железнодорожной станции, которая здесь была раньше – это историческое место, знаковое. Здесь, на Крестовской заставе, был въезд в Москву. Сейчас с одной стороны мы видим старую Москву (Марьина Роща, Сущевский Вал, улица Гиляровского), а с другой – железную дорогу, промзону… Когда-то здесь стояли и знаменитые водонапорные башни Максима Геппенера с соединявшим их ажурным мостиком – тоже знаковые объекты! Эти краснокирпичные красавицы были снесены в 1930-е. Наше бюро Blank Architects, основываясь на всех данных, исторических фактах, создало концепцию «Ворота в город», то есть ворота, ведущие как в историческую, так и в географическую Москву. Так и родилась идея главного архитектурного элемента станции – арки, которая акцентирует вход в наземный павильон и повторяется в дизайне платформы, раскрывая концепцию «портала в город».
Вы занимаетесь большими, многофункциональными проектами, какие делаете интерьеры?
Кроме торговых центров, делаем и офисы, и отели. Нас интересуют задачи комплексные и сложные. У нас много проектов, связанных с ритейлом, потому что мы с них и начинали. Такие проекты всегда интересны. Прежде всего, мы смотрим, какая у интерьера функция, и тогда рождается идея, а уже после – идёт подбор материалов. Наши интерьеры ТЦ всегда многофункциональны. Кроме торговых площадей там должны быть детские комнаты, что-то для мам, просто приятное пространство, где можно отдохнуть, поболтать, почитать. Жильё мы не строим, но я, например, делала внутренние интерьеры гостиницы «Меркурий» в Липецке. А в этом году мы придумали концепцию бутик-отеля на Малой Дмитровке в Москве.
Сейчас мы завершили проект оформления интерьера одного из магазинов в ТЦ «Авиапарк». Это мультибрендовый бутик в 4000 квадратных метров. Бутик расширяется и займёт еще такую же площадь. Старая зона сделана в стиле «молодёжной моды». А новая зона бутика должна стать более дорогой, элегантной. Наша концепция – один большой фэшн-день, «от рассвета до заката», переход из одной зоны в другую. «Закат» – это старое пространство, там приглушенная палитра: чёрное, серое, дерево. Немного из стиля 60-х, немного «уличных» деталей – эдакий «street style». Есть направляющие световые полосы навигации и огромное закатное солнце тёплого цвета, сделанное в форме плоской лампы. Из старого пространства попасть в новое можно будет только «транзитом», через зеркальный бар. Это нейтральное пространство – оно как будто есть, но в тоже время его нет, потому что оно отражает вас и само себя. «Рассветная» часть, над которой работают архитекторы нашего бюро, будет выдержана в более нежных цветах. Например, дизайн напольного покрытия (в некотором роде осуществляющий и навигационную функцию) – в пыльно-персиковых тонах.
Магда, вы же руководите не только Отделом интерьеров, но и направлением ландшафтного дизайна, верно? Расскажите, каковы тенденции в развитии ландшафтного дизайна?
Это достаточно новая тема и для России, и для Москвы. Но её популярность напрямую связана с городской политикой – реализацией программы «Моя улица», оформлением пешеходных зон и обновлением всех публичных пространств. Мне очень нравится эта тенденция.
Что касается растений, мы не ориентируемся на какие-то веяния моды – всё зависит от климатических условий локации, а также от задач экстерьера. Если говорить об интерьерах, здесь все растения, конечно, тоже должны быть натуральными – никакого пластика. Например, уже несколько лет в тренде зеленые мшистые стены. Важно, чтобы уход за растениями не был слишком сложным, он не должен превращаться в проблему. В оформлении интерьеров зеленью может встать ещё одна сложность – это свет, вернее его нехватка. Поэтому для помещений предполагаются специальные лампы для освещения и, если необходимо, температурного регулирования зеленых зон.
Магда, как вы относитесь к программе реновации?
Мне нравится. Появилось много пешеходных зон, обновлённых парков, скверов, где очень приятно гулять в любой сезон. Строятся новые линии и станции метро, появилось Московское Центральное Кольцо. Это очень большой плюс. Я – за общественный транспорт, и сама много езжу на метро. В центре города стало меньше автомобилей – это большой шаг вперёд. Обновлённый Парк Горького, набережные – и это только центр!
Каковы ваши профессиональные пристрастия?
Скандинавская архитектура: Норвегия – Швеция – Дания. Она очень функциональна, оттуда идут в Европу новые идеи.
Как в двух словах вы могли бы определить ваше направление?
Ответственная архитектура. Это касается среды, пропорций, материалов, функциональности. Наше здание должно не просто жить, но «дружить» с тем местом, где оно находится.