Аналитический проект InArt был задуман Ксенией Подойницыной как исследование рынка современного российского искусства. Интеллектуальным партнером проекта является EY Russia. Также совместно с Национальным рейтинговым агентством Ксения составила рейтинг ТОП-100 ныне живущих отечественных художников. Есть и онлайн-платформа in-art.ru, где собрана регулярно обновляемая база данных авторов. В декабре проект InArt представил годовой выпуск Аналитического обзора рынка российского современного искусства InArt 2017. Что покупать в 2018 году и как это лучше сделать рассказывает Ксения Подойницына, основатель проекта InArt и «Галереи 21».
Ксения, какой период времени был проанализирован InArt?
В обзоре 2017 года мы проанализировали период с мая 2016 по июнь 2017. Объём рынка был определён, исходя из результатов продаж аукционов и галерей. За указанный период времени объем рынка российского современного искусства составил 20,3 миллиона евро.
Значит, с современным отечественным искусством всё хорошо?
Всё хорошо. 2017 год по моему личному опыту и по мнению большинства моих коллег, был лучшим за период с 2014 по 2017 год. Покупательское поведение и спрос связаны напрямую с экономической и геополитической ситуацией. Сейчас относительно спокойный период, и, как следствие, рынок искусства ощущает себя более уверенно. Я думаю, что сейчас благоприятный период для покупки современного российского искусства, которое можно рассматривать в качестве альтернативной инвестиции. Рынок стабильно растёт, а цены пока не поспевают за ростом и остаются на том же уровне.
Цифры?
Если сравнивать результаты аукционных торгов первой половины 2015 и первой половины 2017 года, то объём рынка вырос на 62,5 процента. Это очень позитивная цифра. 14 декабря мы её обсудили с коллегами на пресс-конференции в EY.
Ваша галерея продавала очень молодое и очень авангардное искусство, а что сейчас пользуется спросом?
Покупают живопись. Мои коллеги-галеристы отмечают, что 80 процентов от общего объёма продаж занимает именно живопись. Затем идёт фотография, затем – графика. Покупают то, что легко хранить, экспонировать, что не занимает много места, не требует дополнительного обслуживания. С инсталляциями и объектами дело обстоит сложнее, но тоже покупают.
А что с инвестициями?
Чтобы инвестировать в современное искусство надо очень любить то, что покупаешь, иметь нюх на перспективных авторов и быть частью интеллектуального авангарда. И ещё, конечно, важны свободные средства и готовность к долгосрочным инвестициям. Попросту говоря, – нужно покупать то, что нравится, то, без чего ты не можешь существовать. Тогда и отдача будет. В России арт-рынок считается развивающимся, авторы недооценены, но перспективы развития рынка очень хорошие.
Я советую, если нет времени погрузиться в тему самому, довериться эксперту - например, галеристу с большим опытом, что и будет гарантией правильного подхода и выбора. В России галереи – основная составляющая рынка.
Какие новые имена зазвучали? И с точки зрения коммерческой составляющей тоже?
В коммерческом плане я бы отметила Сергея Катрана, Владимира Потапова, Наташу Данберг, Рината Волигамси. Для себя я заново открыла, да и для публики тоже, Владимира Дубосарского после их расставания с Александром Виноградовым. Я продавала его работы на Cosmoscow 2017 и довольна результатами.
Ксения, что для вас важно, что главное в вашей работе?
Для меня важно реализовывать действительно интересные и нестандартные проекты. На будущий год у меня запланированы проекты вне пространства галереи.
Также важно, что меняется конъюнктура. Кризис прошёл. Люди покупают и не боятся потратить на одну сделку около 50 тысяч евро. Кто-то покупает искусство, чтобы украсить свой интерьер, кто-то -чтобы пополнить коллекцию. На мой взгляд, это очень позитивная тенденция.
Важно, что Пушкинский музей начал покупать современное искусство, а Третьяковская галерея стала площадкой для биеннале. В первый уикэнд к ним пришло 100 000 человек! Эти факты говорят о том, что современное искусство становится более привычным для восприятия людей, укрепляет свои позиции и как сфера персонального интереса, и как сфера инвестиций. Мне нравится то, что сейчас происходит.
Считается, что цены на хорошее искусство всегда высоки, так ли это?
Вовсе нет, можно отличную графику или фотографию найти за 200 – 300 евро. В галереях на Винзаводе можно получить срез самого актуального и получить понимание по ценам. Всегда можно подобрать себе что-то доступное, что называется, по карману. И вообще, не надо бояться слов «современное искусство» и «коллекционирование»! Это удовольствие и эмоция. То есть, важные составляющие нашей жизни.