В Москве открылась 7-я Московская международная биеннале современного искусства. Куратором Основного проекта, который показывают в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, стала Юко Хасегава. Аналогичные кураторские проекты в Шардже, Стамбуле, Барселоне, Сан-Паулу, Венеции и Сеуле сделали её настоящей звездой современного арт-сообщества.
Название Московской биеннале «Заоблачные леса» звучит очень романтически, несколько интригующе, вы не могли бы ещё раз прокомментировать вашу концепцию?
Когда я только начинала думать о биеннале в Москве, то поняла, что в последние 5 лет в мире наблюдается тенденция, так называемого взаимообмена, происходящего между двумя поколениями, которые я условно назвала «облачным» и «лесным». Облачное поколение родилось уже после изобретения Интернета, то есть, после 1991 года, лесное – старше и традиционнее, это поколение более укоренённое. И я стала думать, каким образом эти два поколения, две культуры связаны? Облачное поколение старается найти корни, найти для себя этот самый лес, а лесное, соответственно, ищет и находит новые возможности коммуникаций. Лес является метафорой обыденной, повседневной жизни, облако — символ виртуального пространства, в котором в прямом смысле, живёт молодое поколение. Между лесным и облачным поколениями я хочу восстановить связь, и лучше это сделать с помощью искусства.
Существует устоявшееся мнение, что современное искусство, дизайн, современная архитектура сложны для восприятия, так ли это?
Да, действительно, имеется определённый предрассудок, по поводу того, что всё это очень сложно, что трудно понять эти новые технологии. На самом деле, в современном искусстве, дизайне, архитектуре нет ничего пугающе сложного. И я очень рада, что объекты биеннале соседствуют с работами из коллекции Государственной Третьяковской галереи, и, надо сказать, что это добрые соседи! Если вы со вниманием посмотрите экспозицию, то увидите тут много узнаваемого: образы животных, растений, например. И совсем необязательно быть экспертом в области современного искусства...
Вы много общались с российским художниками?
Да, я смогла пообщаться с огромным количеством российских художников. И в процессе отбора открыла для себя много интересного. От российских художников поступило более 600 заявок. Соответственно, для проекта «Заоблачные леса» я отобрала 9 проектовхудожников. Москва – замечательный город, здесь соединилось огромное количество противоположных культур, от викингов до татар. В процессе подготовки я посетила множество галерей и арт-центров, и могу сказать, что у вас сложилась уникальная ситуация, немного напоминающая Китай.
Специально для 7-й Московской биеннале некоторыми художниками были созданы новые работы?
Да, это так. В основной проект входит 155 арт-проекта, это 51 художник и 24 страны. Есть такие звёзды, как Бьорк. Или Мэтью Барни, Олафур Элиасон, которые, кстати, сделали свои работы специально для 7-й Московской биеннале современного искусства. Я пыталась найти общее объединяющее начало, реальности и виртуальности, леса и облаков, надеюсь, что получилось.