В галерее «На Шаболовке» объединения «Выставочные залы Москвы», проходит персональная выставка Степана Липгарта «Семнадцатая утопия. Архитектурные проекты 2007 - 2017». Представлены проекты, графика, макеты, спроектированных им зданий, видеоработы, а также исторический контекст: архитектурные журналы и проекты первой половины 1930-х годов. Почему культура нашей страны не сможет стать здоровой без глубокого анализа истории XX века? Европа, мы или Азия? Что выбираем, личность или государство? Гуманизм или героизм? Машину или храм? На эти, и многие другие, волнующие вопросы, отвечает архитектор Степан Липгарт. Читайте с удовольствием!
Степан, какова концепция выставки?
В первую очередь, я расцениваю выставку «Семнадцатая Утопия», как кураторский проект. Идея организации такой выставки появилась у нас с куратором, Александрой Селивановой, год назад. Задача достаточно проста – показать ретроспективу моих работ в трёх жанрах: архитектурная фантазия, вилла, городское многоэтажное жильё. Всего в пространстве галереи «На Шаболовке» представлено шестнадцать работ, выполненных в последние десять лет. Семнадцатый проект, подчёркнуто утопичный, сновидческий, я подготовил специально для выставки.
Вы ещё очень молодой, но уже хорошо известный, практикующий архитектор, работающий на стыке современных технологий и глубокого понимания архитектурной традиции ХХ века. Ваша тема - современная архитектура, корни которой - в 1920-х -1930-х, чем это продиктовано?
Архитектура - область человеческой деятельности необыкновенно многогранная и сложная. Сейчас мне кажется, что нет даже двух архитекторов, которые видели бы свою профессию одинаково. Для меня, в первую очередь, архитектура - это переживание формы и образа. Образ всегда укоренен в истории, так или иначе узнаваем, повествователен, форма - драматична, театральна, большей частью экспрессивна.
Увлечение именно раннесоветским искусством во многом продиктовано городской средой, в которой я рос. Всё же, огромная мироустроительная амбиция советского проекта, возвращение столичных функций обусловили высокую ценность, цельность и качество московской архитектуры именно 1920-х - 1930-х годов. Тем более, разительно было несоответствие художественного уровня, строившегося в Москве в 1990-е - 2000-е упомянутому времени. А качество архитектуры, которой нас учили следовать - современной европейской, вообще «западной» я не мог ощутить по картинкам, или в коротких европейских поездках.
Как объясняете, как вы говорите, «неизменный историзм» в собственном творчестве?
Сегодня, конечно, любование определённым стилем уступило место поиску в архитектурной форме ответов на волнующие меня вопросы. И они, по большей части, обращены именно в недавнее прошлое Отечества, делая неизменный историзм в моём творчестве объяснимым, в первую очередь для меня самого. Мне представляется, культура нашей страны не сможет стать здоровой, полноценной без глубокого анализа истории последнего столетия, без фундамента, который должна заложить титаническая интеллектуальная работа, призванная объяснить ценность, природу, значение тех, или иных событий, личностей, иллюзий, желаний российского XX века. Европа или Азия, личность или государство, гуманизм или героизм, машина или храм – темы, которые вдохновляют моё творчество, дают ему смыслы и образы.
Степан, расскажите немного о ваших проектах.
Моя профессиональная деятельность в области архитектурной реализации находится ещё в самом начале пути. Собственно, не считая небольших интерьерных, частных проектов, в настоящее время реализован один объект – концепция фасадных решений жилого дома в рамках проекта Архитектурной мастерской Атаянца «Опалиха О3». Здание построено в июне сего года и в целом отражает мои представления об архитектурной форме, пропорциях, масштабе, стиле, хотя, конечно, полноценной авторской работой данный объект назвать затруднительно. В любом случае, я очень благодарен лично Максиму Атаянцу за возможность участия в этом проекте.
В прошлом году я начал работу в Санкт-Петербурге. В партнерстве с местным застройщиком была открыта архитектурная мастерская, основное направление деятельности которой - жилые многоквартирные дома. В настоящий момент я достаточно четко разграничиваю своё визионерское творчество и реальное проектирование. Объединяет их, пожалуй, только мои представления о красоте и качестве. Я не стремлюсь, (пока, по крайней мере), обязательно навязать заказчику своё видение стиля, а скорее стараюсь решить задачу, ориентируясь на максимальную уместность, целесообразность, того или иного проекта в конкретных условиях. Ну и, конечно, на первый план вышла обращённость жилой архитектуры к человеку, к личности, к индивидуальности. Первый дом для Петербурга уже строится, в следующем году мы планируем начать строительство ещё двух. Хотелось бы увидеть реализацию, доказать себе и миру профессиональную состоятельность, а уже после стараться рассказать о вышеописанных смыслах, рассматривая архитектуру, как неотъемлемую часть объективной реальности.