На Площади Сити появилась новая городская скульптура, интерактивный куб. Этим паблик-арт объектом Cubed/Uncubed Виктора Полякова стартует восьмой сезон выставки Lexus Hybrid Art, объединяющей современное искусство, архитектуру, дизайн и новые технологии.
Виктор, вы успешный фотограф, успешный художник, это не первый ваш объект такого рода?
По основной деятельности я — фотограф. Занимаюсь коммерческой и художественной фотографией, снимаю рекламу, портреты, архитектуру и интерьеры. Много работаю в фотографии со светом, оптическими эффектами.
Прокомментируйте, пожалуйста, этот объект.
Это куб, грани которого расчерчены мерцающими полигональными формами. Стоит лишь слегка прикоснуться к конструкции, как она становится полностью прозрачной. И тогда внутри зритель видит ещё один объект — это комбинация пяти тетраэдров, созданная в эстетике оригами, что отражает эстетический посыл бренда. Некий объект прячется внутри простой кубической формы, что соотносится с концепцией многофункционального пространства Lexus Dome. Кубическая форма всегда — репрезентация обитаемого пространства. Динамический объект прекрасно вписывается в пространство Сити, вступает во взаимодействие с его футуристической архитектурой. На самом же деле, Cubed/Uncubed недвижим. Мы видим только динамику света, не более того.
Материал, техника?
Cubed/Uncubed — довольно сложная в производстве вещь. Обычные диоды управляются здесь при помощи компьютерной программы, они генерят световые эффекты внутрь, на поверхность звездчатого объекта, пятикомпонетного тетраэдра. Внешняя поверхность куба покрыта электрохромной плёнкой и каждый из 27 сегментов его поверхности может внезапно менять прозрачность. Этот материал часто используют в офисных интерьерах, в основном в переговорных, — когда необходимо уединиться стены становятся непрозрачными. В сочетании с внутренней подсветкой такая технология дает удивительный эффект. Например, когда большая часть поверхности куба светится мягким градиентным светом, один из сегментов вдруг
Вас не огорчает, что скульптура имеет ограниченный срок жизни?
Отношусь я к этому спокойно, что вполне нормально в век плексигласа и люминесцентных ламп. Повсеместное использование этих материалов началось ещё в середине прошлого столетия. Мы знаем, что световые объекты Дэна Флавина, известного минималиста, сейчас умирают, поскольку срок трубок его инсталляций пришёл к концу, 50 лет прошло, и они уже не светятся. И тут возникает дискуссия философского характера, а что если мы заменим, например, трубку, это будет Флавин или не Флавин? Вопрос онтологического толка. Но речь не об этом, речь о том, насколько материал должен быть долговечен, чтобы некий архитектурный объект служил длительное время. Конечно, на улице в Москве такой объект простоит не больше года, поскольку климатические условия у нас неважные. Если же он будет находиться в закрытом пространстве, то срок его службы почти не ограничен. Надеюсь, после того, как выставка завершиться, куб можно будет перенести в помещение.
Виктор, как относитесь к световым концепциям Москвы?
Я бы, наверное, предложил Москве больше задумываться над проработкой световых концепций. Возможно, привлекать к этому специалистов из сторонних областей, — например, психологов, промышленных дизайнеров, художников. По световому оформлению Москва стоит не на последнем месте, хотя есть проблемы. Я бы чуть изящнее работал, более стилистически взвешенно с проектами освещения. И это касается не только световых инсталляций, но и утилитарного освещения. С удовольствием бы взялся за работу в этой области, чтобы сделать городское пространство более дружелюбным.
Хотели бы поработать в спальном районе?
Да, можно было бы реализовать разные замыслы, исходя из особенностей локаций, пожеланий жителей… Насколько я знаю, нынче крупные девелоперы задумываются об этом. Такие проекты сейчас разрабатываются, что очень хорошо.
Есть какие-то «световые» предпочтения, например, в Европе?
Мне, в этом смысле, импонирует Лондон. Там всё сделано ненавязчиво, не топорно, очень выверено. Такой эффект достигается, на мой взгляд, потому, что в Лондоне, в отличие от Москвы, существует традиция комьюнити. Жители просто не позволят появиться на улицах