Хорошее искусство - не декор, а центр интерьера, уверена Светлана Коллерова, коллекционер современного искусства (www.kollerarthouse.ru).В своём интервью она рассказывает, как создать действительно интересную персонифицированную коллекцию,«собрать разрозненное в один магический круг» и стать новыми Морозовыми и Щукиными. Читайте, это очень интересно!
Светлана, расскажите об истории Вашей замечательной коллекции.
Сегодня правильно было бы говорить не о моей, а о нашей семейной коллекции. Инициатором собирательства в свое время выступила я, но в дальнейшем большинство приобретений стали совершаться по совместному, моему и Андрея (мужа), решению.
Начало нашей коллекции было положено в 90-х годах прошлого века, конечно и до этого времени посещения выставок носили регулярный характер, книжные полки были переоборудованы под внушительные альбомы по искусству и стены не пустовали. Но интерес к искусству и жизнь в искусстве - вещи несомненно разные. Толчком к началу непосредственно процесса коллекционирования послужило знакомство с художниками, решившими сосредоточится на формальных поисках, а не на сюжете. И таких художников на рубеже 80-х 90-х годов и в первое пост перестроечное десятилетие оказалось достаточно много. Для нас знакомство с ними было не менее важным, чем знакомство советских художников с произведениями их зарубежных коллег, показанными на выставках в Москве в 1957 и 1961 годах. Тогда же определилась и основная тема коллекции - абстрактное искусство. Были приобретены первые работы, важные для нас и сегодня, как с точки зрения их художественной ценности, так и, с точки зрения, истории их появления в коллекции, подтверждая верность высказывания Вальтера Беньямина, о том, что «любая страсть граничит с хаосом, а страсть коллекционирования - с хаосом воспоминаний». Начало пути вообще важный этап и на нём особую роль играют личности, способствующие осознанию тебя как коллекционера, причем не с точки зрения выдачи советов, кого собирать, а скорее, как собирать и на что обращать внимание. Таким человеком – другом и учителем для нас был Виктор Сахно. Художник, архитектор, интеллектуал, человек, страстно увлеченный искусством, на пике карьеры в 80-х годах прошлого века, занимая должность главного архитектора города Минска, принявший решение целиком посвятить себя живописи. Во многом благодаря ему и его активному участию в различных неформальных организациях художников Белоруссии, наше собрание стало приобретать более конкретные формы.
Коллекцией же оно стало скорее к концу нулевых, именно с этого времени забрезжила, ссылаясь на того же Беньямина, «возможность собрать разрозненное в один магический круг». Аура коллекции, присущая всякому серьезному собранию, позволила каждому её экспонату раскрыться наиболее полно, порой, абсолютно по-новому, что, по сути, было равнозначно его второму рождению.Я сознательно не буду называть конкретные имена художников, чьи произведения включены в нашу коллекцию, так как можно кого-то упустить, а они все нам ценны и дороги. Поэтому предлагаю посетить наш сайт (www.kollerarthouse.ru) и познакомится с ними и их работами поближе.
Светлана, почему сконцентрировались именно на абстрактном искусстве?
Интерес к абстрактному искусству, всегда воспринимавшемуся в нашей стране в качестве своеобразного символа свободы, на мой взгляд, вполне естественен для людей, родившихся и выросших в СССР, а также, профессионалов, сделавших карьеру в различных областях деятельности, связанных с необходимостью четкого структурирования больших массивов данных, быстроты принятия решений, их выверенности и универсальности. Прагматизм и холодный расчет (как основа любых грамотных управленческих решений) иссушают душу, искусство, максимально освобожденное от литературного сюжета и дающее неограниченную свободу интерпретации созданных художником образов, её возвращает в изначальное состояние.
Светлана, Вы по первой профессии экономист, у вас успешная карьера в финансовой сфере, почему стали арт-критиком, коллекционером?
Искусство в моей жизни присутствовало всегда. Первые яркие впечатления связаны с родительским подарком на шестилетие – альбомом для рисования и набором акварельных красок, так после «наскальных» рисунков на шкафах и стенах открылась возможность создать свой яркий и необычный мир. Потом была детская художественная школа,частные занятия с преподавателем – выпускницей Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, 2-х годичные подготовительные курсы в Московском архитектурном институте и, как «закономерный» итог – поступление в институт (ныне академия) народного хозяйства им.Плеханова, получение профессии экономиста и успешная карьера в финансовой сфере. Но, очевидно, нереализованные мечты не оставляют нас никогда, и вот, после предпринятых усилий по изучению истории искусств и арт-менеджмента в МГУ имени Ломоносова и в иных образовательных учреждениях, а также, практической работы в роли организатора, куратора выставок и арт-критика, сегодня мы беседуем с Вами об искусстве и коллекционировании, а не о волатильности рынков и классификации финансовых активов.
Как живёт коллекция?
Каждая коллекция неразрывно связана со своими владельцами, они живут поистине единой жизнью. Именно живут, мы не продаём, не обмениваем произведения из своей коллекции, в этом отношении, их «инструментальность» и«операционность» практически полностью исключены.
Единственная активность, которая им присуща - это разнообразная экспозиционная судьба. Мы считаем обязательной частью процесса коллекционирования участие предметов из коллекции в выставках как проводимых нами самими, так и другими организаторами. Первую свою выставку «Территория абстракции» мы провели в 2010 году, с тех пор осуществлено более 15 выставочных проектов на различных площадках, участие же в сторонних выставках превысило 20.
Что в планах?
Продолжение счастливого сосуществования. Пополнение коллекции происходит достаточно часто, несомненно, это приятный момент, каждое новое приобретение, если оно сделано правильно, не просто дополняет, но преображает всю коллекцию, позволяет выявить какие-то новые черты, раскрыть невидимые до этого момента существенные характеристики. Есть и «печальная» сторона роста коллекции - невозможность постоянно наслаждаться любимыми вещами. Успокаивает только разумная позиция, высказанная Анатолем Франсом, в ответ на вопрос, о том, все ли книги его прекрасного собрания прочитаны, был дан ответ: «Не прочёл и десятой части. А разве вы пользуетесь севрским фарфором ежедневно?»
На кого из художников обращаете внимание и собираетесь обратить?
Главным образом, на наших современников, на тех, чьи произведения позволяют нам по-новому взглянуть на окружающий мир, чья личность и чье творчество нам близки и интересны. Мы следим за тем, что делают все художники, чьи работы уже есть в нашей коллекции и, конечно, с особым вниманием и ответственностью относимся к работам ушедших художников, с которыми нас связывали дружеские отношения. Буквально в течение последнего месяца мы простились с замечательными художниками Еленой Прейс и Виктором Николаевым, чуть ранее – с Сергеем Бугровским, чьи работы, уже после его ухода, мы показали в рамках нашей последней выставки «Возможность упрощать».
Как относитесь к покупке произведений для декорирования интерьера?
Приобретение произведений искусства для декорирования помещения – дело замечательное, но к коллекционированию не имеющее отношения. Купить 3-5 или чуть более работ, количество которых находится в прямой зависимости от планировки и наличия пустующих квадратных метров, не дает основания причислить покупателя к славной плеяде коллекционеров. Но и в случае приобретения произведения искусства в дом в украшательских целях надо исходить из того, что именно оно будет центром интерьера и само будет организовывать пространство. Все остальные элементы декора должны быть максимально урегулированы в соответствии с требованием этого основного элемента. В противном случае целесообразно ограничиться современными фресками, расписанными вручную обоями, и лепниной.
Светлана, как известно, Ваша коллекция – это результат совместных действий, то есть Ваших и мужа?
Да, как я уже говорила сегодняшняя наша коллекция – это результат совместных действий моих и Андрея. Работа с коллекцией – создание и поддержание сайта, создание фото и медиатеки, запись видеоинтервью с художниками постепенно подвели Андрея к решению не только формировать сопутствующий коллекции продукт, но и создавать свои оригинальные произведения, используя собственные знания, опыт и возможности в области фотографии, видео и компьютерной графики. Сегодня Андрей – член ТСХР, активный участник выставок, организуемых секцией Арт-фото на различных московских и региональных площадках. Фотографии и фильмы, выполненные Андреем с использованием различных технологий, включая 3D motion graphics можно посмотреть на Youtube и на нашем сайте.
На что же надо обратить внимание начинающему коллекционеру?
Главный вывод, к которому мы пришли за достаточно долгий срок формирования коллекции тот, что важнейшим моментом для коллекционера, желающего создать, действительно интересную персонифицированную коллекцию,являетсянеобходимость опираться главным образом на собственное мнение, основанное, безусловно на знаниях, насмотренности и большом личном опыте. Не случайно мы постоянные посетители большинства важнейших мероприятий арт-мира, будь то значимые музейные выставки или крупнейшие ярмарки, биеннале и иные художественные проекты, проходящих в различных странах. Так, например, я недавно вернулась из Германии, где с большим интересом совершила путешествие по основным площадкам Documenta 14 в Касселе, одной из наиболее авторитетных выставок современного искусства, и поучаствовала в разгадывании квеста Skulptur Projekte в Мюнстере, выставки скульптуры, проходящей раз в 10 лет, и посвященной разнообразному взаимодействию художественных объектов и публичных пространств.
Не всегда подобная точка зрения относительно самостоятельного подхода к формированию коллекции находит понимание в среде знакомых, друзей, других коллекционеров, но вспоминая «подвиги» Сергея Щукина, именно так оценил Александр Бенуа покупки им «непонятных» работ Анри Матисса, подобные действия коллекционеров представляются единственно верными.