Русский вариант СПА-сада от архитекторов Екатерины Болотовой и Дениса Калашникова, получивший Золотую медаль Весеннего фестиваля в английском Малверне показали в Москве. Каким стал Молекулярный сад в «Музейоне» на Московском фестивале садов и цветов рассказывает архитектор Екатерина Болотова.
Екатерина, проговорим ещё раз концепцию «Молекулярного сада».
«Молекулярный сад» был сделан для выставки в Англии. Московский вариант, безусловно, представлен публике с некоторыми изменениями, но концепция осталась прежней. Для того, чтобы сделать сад в Англии, необходимо соответствовать определённым параметрам. Когда ты подаёшь заявку для участия в английской выставке, то прописываешь чёткий бриф, в котором определяешь художественную задачу. Мы выступали в категории spa gardens, то есть сада для СПА-зоны отеля. Для английской публики нам хотелось сделать сад в русском стиле, но при этом не уходить в традиционный усадебный стиль, сделать сад современным.
Что вы имеете в виду?
У русских дизайнеров и архитекторов имеется собственная, ярко выраженная стилистика и подход, что было видно на выставке. Мы выделялись! Русский сад всегда более архитектурный, строгий, эргономично продуманный. Если англичанину интересны собственно растения, переходы форм и фактур, русский, прежде всего, думает об эргономическом конструктиве и решает проблему баланса и площади: как максимально целесообразно и эффективно её использовать и не переборщить с элементами.
С цветовой палитрой мы работаем очень осторожно, в отличие от англичан, спокойно использующих яркий жёлтый рядом с ярко красным, например. Конечно, всё выглядит очень органично и красиво, но у нас такого нет. Наверное, это связано с тем, что среднерусская природа другая, всё-таки, северная. У нас не слишком много цвета, и мы к нему относимся бережно и любовно. Поэтому мы долго составляем палитру, подбираем оттенки, чтобы понять, как один цвет будет переходить в другой, стараемся не допускать грубых, резких переходов.
Екатерина, ваши любимые цвета?
У меня нет любимого цвета, я работаю со всей палитрой. Есть цветовые сочетания, которые в данный момент интересуют и привлекают. Сейчас мне нравится работать не с контрастными цветами, а с оттенками, нюансами. Фиолетовый, например, разбираю на многочисленные тона, от темно-лилового, цвета персидской сирени, до светло-фиолетового, цвета лаванды. Причём этот фиолетовый должен перетекать из весны в лето, из лета в осень… Конечно, не обязательно, что в саду будет только фиолетовый, но пусть он станет доминирующим.
Екатерина, у нас в России не любят сорняков на клумбе, предпочитают в саду культивированные растения, что вы думаете по этому поводу?
На Западе всё иначе. Мне кажется, что любое растение прекрасно. Нельзя разделять их на плохие и хорошие. Мы просто не умеем правильно использовать, так называемые сорняки, сныть, например, которую все ненавидят и нещадно изничтожают. Если же, например, у нас есть теневой участок, голый склон, с которым надо что-то делать, сныть будет отличным выбором! Пестролистная сныть покроет его очаровательным светло-зелёный ковром с белыми цветами и решит все проблемы.
Ещё один пример – крапива. В Англии я была удивлена тем, что крапиву специально выращивают в питомниках. Для них это растение, которое активно используется в садоводстве. Крапива очень красивое растение. Если мы восстанавливаем какой-то дикий кусочек сада, то не можем этого сделать без крапивы. Крапива высокое растение, хорошо держит куст. В принципе, она может быть даже доминантой, безусловно, в каких-то сочетаниях. Теперь об одуванчике, который наши люди тоже тотально уничтожают. Одуванчик растение сложное. Но при этом, опять же, если вы работаете с большими пространствами, создаёте какие-то природные истории, то смело берите одуванчик!
Как поддерживать непрерывное цветение в саду?
Если наша задача сделать цветник постоянного цветения, необходимо правильное сочетание растений, чтобы постоянно что-то цвело с ранней весны до поздней осени. Легко подобрать растения, чтобы что-то цвело постоянно. Более сложный вопрос - замаскировать отцветшее. Например, лук латук прекрасен в цветении. Но когда он отцветает, его листва становится непривлекательной, и её надо как-то маскировать. Для маскировки подбираются растения, может быть, не столь красивые своим цветением, но дающие эту самую обильную зелень, под которую мы можем что-то спрятать.
Почему англичане выбрали именно ваш сад?
Мы сильно отличались. Наш сад построен очень структурно. Плюс - мы пытались передать это особое состояние «русскости». Безусловно, мы не привозили туда растения нашей полосы, но пытались, пользуясь их ассортиментом создать русское поле, степь… Там, например, были злаки, была щучка. Изначально, и в Малверне, и в Москве мы пытались создать неприхотливый цветник. Ведь по брифу, наш сад лишь крошечный кусочек отеля.
Какие растения вы выбирали для своих садов?
В Англии доминантами, как я уже говорила, были злаки, щучка и лук латук. К сожалению, лук уже отцвёл и в московскую композицию его вставлять бессмысленно. В Москве доминантой стал вероникаструм, дающий высоту, ажурность, прозрачность. Второй план – это сальвия, то есть шалфей. В Англии тоже был шалфей, только там он зацветал, а здесь он отцветал. Здесь и там - антриксус (телячий паслён), полевое растение. Здесь и там - папоротники…
О чём важно знать, проектируя сад?
Проектируя любой сад, выставочный в том числе, надо учитывать, где у тебя юг, восток, север и запад, где тень, где свет, где изгороди, стенки.
Чем хорош выставочный сад?
Тем, что его можно посадить в любом месте, и сад будет жить и развиваться. Да, возможно, нормы посадки выставочного сада немножко загущены, потому что нам хочется показать, как такой сад будет выглядеть года через три после посадки. Но все сочетания растений здесь рабочие. Это не букет, а настоящий сад. Здесь есть даже изгородь! Есть теневые растения: папоротники, хоста, герань, которые плавно перетекают в полусвет и уходят в свет. Есть светолюбивые растения. Мы пытались сделать цветник органично-плавным, но, одновременно, строго-структурным.