Знаменитый СПА-сад от ландшафтных архитекторов Екатерины Болотовой и Дениса Калашникова при абсолютной поддержке инженера и партнёра ландшафтной мастерской «Арт-проект Клюква» Александра Стройкова получил Золотую медаль Весеннего фестиваля в Малверне в Великобритании. Безоговорочно это – невероятный успех. Читайте интервью о конкурсе, садах, моде и стилях, очень интересно!
Екатерина, ваше определение сада?
Человеку очень важно, чтобы пространство вокруг было комфортным. Сад – это продолжение интерьера. Интерьер неотделим от экстерьера, они должны быть выдержаны в одном стиле, в одной цветовой гамме... Невозможно спроектировать гармоничный сад, не связав его с домом в единое целое. Когда дом и сад представляют собой целостную, продуманную композицию, тогда только можно говорить о комфорте, о высоком уровне жизни.
Не у каждого есть загородный дом, есть ли место саду в квартире?
Сад на 80 процентов – это растения. Они же могут расти и в интерьере, под крышей, и это тоже будет сад. В Германии, например, все балконы, террасы, даже подоконники – настоящие произведения ландшафтного искусства. В России данная практика мало распространена, но мы очень надеемся, что всё изменится.
Зимними садами вы занимаетесь?
Можем сделать, но всё зависит от уровня сложности. Если мы говорим об огромных оранжереях с лимонами, ананасами, которые должны плодоносить, для этого нужен профессиональный технический подрядчик. Нужна совокупность специалистов самых разных профилей: те, кто построит стеклянный купол, и те, кто обеспечат зимний сад оборудованием для вентиляции, контроля влажности и температуры… Всё возможно со слаженной командой.
Вы только что вернулись из Великобритании с Весеннего фестиваля в Малверне. Можете ли привести какие-то сравнения между английским и русским садом?
Основное различие – это, всё-таки, климат. В английском саду растёт множество многолетних цветущих растений, буйство красок… У нас же превалируют вечнозелёные кустарники, чтобы в осенне-зимний период сад сохранял приятный взору вид. Английский сад в средней полосе России на все 100 процентов будет сложно повторить по причине того, что у нас разные климатические пояса, разные температурные режимы, режимы освещённости и влажности. В меньшей степени, но всё же, и мода у нас разная. Англичанам интересны природные, максимально естественные ландшафты, а нам наоборот - рукотворные, архитектурные.
Как пришли в профессию ландшафтный архитектор?
Екатерина: Я закончила международный экономический факультет Университета Дружбы Народов и не планировала связывать себя с архитектурой, дизайном, тем более с садами. Но ещё со студенческих лет, работая в компании, которая занималась экспортно-импортными сделками, поставками растений из Германии, вникала в ботанику. Мало завезти растения – нужно сохранить их товарный вид, чтобы потом благополучно продать. А это отдельная тема. Растения я изучала по инвойсам и контрактам: все они были для меня «товар №1», «товар№2». Сосну от ёлки поначалу не могла отличить… Потом наш директор предложил мне получить второе высшее образование, связанное с садоводством. Для работы необходимы были гораздо более глубокие знания, чем те, которыми я на тот момент располагала. Я сказала, что хочу в МАРХИ… В то время ничего более крутого, чем Московский архитектурный институт, не было. Директор выразил сомнения, что я сумею поступить. И его слова были именно тем толчком, который всё-таки заставил меня и поступить, и закончить институт. Моё второе высшее образование – садово-парковая архитектура. Растения – такой вид продукта, который нельзя не любить. Есть два вида людей, работающих с ландшафтным дизайном: те, которые начинают, и не влюбляются, поэтому быстро уходят из профессии, и те, которые влюбляются и остаются там навсегда. Видимо, я второй тип. Я полюбила навсегда.
Денис: Моя школа была прикреплена к Московскому архитектурному институту. Наша учительница по рисованию преподавала в МАРХИ архитектуру садово-парковых ансамблей. Все занятия она вела на примерах вилл, европейских садов, парков. Мы их рисовали, смотрели на планировки, балансы в посадке растений. Мне всё это стало нравиться. После школы я закончил колледж ландшафтного дизайна, а потом поступил в Московскую сельскохозяйственную академию им. К. А.Тимирязева, чтобы подтянуть ещё и инженерные навыки. Я получил хорошую, разностороннюю практическую базу. Я тот человек, который умеет нарисовать, зная, как это построить.
У вас огромный практический опыт создания садов для частных заказчиков. Как начинаете работать с клиентами? Как рождается концепция?
Задача дизайнера – создать комфортную среду. Очень важно почувствовать, что человеку нужно. Слушать, а не навязывать клиенту свои собственные предпочтения. Не вносить в свою работу слишком много «себя». Вот это самое сложное. Меня часто спрашивают: в каком стиле ты любишь работать? У меня есть любимые стили, но это не значит, что я занимаюсь только ими и больше ничем. Иногда полезно выйти за собственные рамки, сделать что-то по-другому.
От чего зависит выбор стиля?
Заказчик приносит на встречу фотографии из журналов или Интернета, показывает: «вот это мне нравится». Хотя, конечный выбор стиля зависит от многих факторов. Если дом, например, классический, то и сад должен быть классическим. Ещё нужно учитывать стиль жизни человека, состав его семьи, бывают ли в доме гости, а если да, как часто? Задаём вопросы: «Как отдыхаете? Куда ездите? Какой отдых предпочитаете, с палатками на рыбалку или на Бали в пятизвёздочный отель?» Так можно понять, какую степень комфорта мы должны предоставить.
Сложно ли ухаживать за садом?
Сложно. Половина успеха красивого сада – это уход. Даже если изначально сад сделан очень хорошо, без регулярного ухода он быстро придёт в совершенно неприглядное состояние. Проблема решается наймом профессионального садовника, но таких специалистов в нашей стране пока немного. Даже в премиальном сегменте на сегодняшний день эта профессия недостаточно востребована. Люди пока плохо понимают, что такая сложная, ответственная работа, требующая большого объёма знаний и опыта, должна быть высокооплачиваемой.
Вы предоставляете сервис по уходу за садом?
У нас есть специалисты, которые выезжают и осуществляют все необходимые итерации по саду.
Вопрос о малых архитектурных формах: какую функцию они несут?
Это акценты, которые придают саду некую самобытность, уникальность, в ландшафтных композициях они нужны. И чем лучше спланирован сад, тем больше в нём будет находиться объектов, обращающих на себя внимание. К ним захочется подойти, посмотреть, потрогать… А если говорить о выставочных садах, то чем более необычные элементы использованы в качестве малых архитектурных форм, тем лучше. В этом случае крайне важна оригинальность.
Из тех садов, что вы создали, есть ли какой-то один, особенно любимый?
Наверное, нет. Потому что «пережить» нужно абсолютно каждый сад. Делать для клиента, но словно для себя. Я должна представить себя в этом саду, и чтобы мне там было хорошо... А потом, самое сложное - отпустить. Потому что после завершения работы сад начинает жить собственной жизнью. Владелец сажает какие-то розы, как-то не так подстригает кусты, не так, как мне хотелось бы. Но нужно понять, что, возможно, человеку именно так комфортнее. Нет любимых садов. Есть только более или менее получившиеся в рамках тех творческих задач, которые я себе ставила. Сейчас мы больше работаем над вопросом эргономики. Это в последние два года меня мучает: как сделать не очень большое пространство таким, чтобы оно было полностью удобным, экономически целесообразным и комфортным. Поэтому, мне сейчас более интересно работать с маленькими садами. Эффективное использование площади – это на самом деле очень интересный вопрос.
А где сложнее работать – на больших пространствах или на маленьких?
На маленьких. Потому что, когда работаешь с большими, ты можешь позволить себе некие небрежности. Они растворяются в общей картине и становятся незаметными. Когда же пространство маленькое, всё должно быть продумано до последнего сантиметра. Если где-то что-то не так, то это сразу видно.
Вы много путешествуете, есть у вас какие-то любимые парковые ансамбли? Что привлекает?
Привлекает, запоминается то, что сложно. Сложные линии, сложная природа элементов, сложные цвета, когда талант автора раскрывается полностью. Можно много знать и бесконечно учиться, но, если нет таланта... Любимый пример садово-паркового искусства – парк Гуэля в Барселоне, который сотворил Гауди. Такое повторить вряд ли кто-то сможет.
Расскажите о вашем знаменитом СПА-саде, который получил Золотую медаль Весеннего фестиваля в Малверне в Великобритании. Как всё произошло?
Мы несколько лет активно участвуем в Московском международном фестивале садов и цветов (MoscowFlower Show). В прошлом году приняли участие в конкурсе проектов СПА-садов и стали победителями. Призом за первое место стала презентация нашего Молекулярного сада на Весеннем фестивале в Малверне в Великобритании, втором по значимости фестивале после Chelsea Flower Show. Это произошло в рамках международного сотрудничества Moscow Flower Show и Королевского общества садоводов Великобритании (RHS).
Почему назвали свой СПА-сад Молекулярным?
Жизнь сада, как и всего, что растет и живет на Земле, связана с молекулами, их структурой. Основные композиционные элементы сада состоят из множества частей, которые представляют внутренний дворик СПА зоны в воображаемом отеле. Он предназначен для отдыха гостей после косметических процедур. Замкнутая структура сада даёт возможность насладиться тишиной и природой, при этом быть невидимыми для других гостей. Красивый и безмятежный сад должен успокаивать и расслаблять.
Александр, почему приняли решение поддержать проект?
Что такое профессиональное счастье? Это возможность заниматься необычными проектами, сотрудничать с интересными людьми, учиться и набираться опыта. С Екатериной Болотовой и Денисом Калашниковым мы знакомы давно, и это не первая наша совместная работа. Прежде мы занимались проектированием загородных садов, больших резиденций, принимали участие и побеждали в Moscow Flower Show в 2015-2016 годах. Все эти проекты были успешными, несмотря на их сложность: они требовали существенной мобилизации, очень большого внимания. Но мы умеем делить наши обязанности, работать вместе, и делать это легко, весело, активно. Ребята – несомненные профессионалы в области садового искусства, я профессионал в областях, связанных с инжинирингом, с управлением проектами. Мы занимаемся своим делом с чётким пониманием ответственности и того профессионального уровня, который ожидает заказчик от наших услуг. Это выходит за рамки просто совместного зарабатывания денег – это творчество. Потому, решение поддержать проект я принял давно, сознательно.
Каковы ваши планы по участию в Московском фестивале садов и цветов?
Екатерина: В первую очередь, цель любой выставки – заинтересовать своими услугами потенциальных клиентов и партнёров. Нужно показать сад архитекторам, интерьерным дизайнерам. В этом году мы привозим СПА-сад, потому что интересно представить его нашей публике в России. Но он будет немножко другим. Пришло понимание, что какие-то вещи можно сделать иначе, использовать иной ассортимент растений. Сейчас есть возможность увеличить площадь сада до 50 кв. м (в Малверне было 36 кв. м). Будет даже правильнее сказать, что мы не используем композицию повторно, а делаем нечто похожее, но другое!