О сложностях и радостях профессии архитектор, о личной жизни и тайнах мастерства, о вдохновении и заказчиках рассказывает нашим читателям Мария Серебряная - архитектор, дизайнер, декоратор, создатель авторских коллекций мебели, соучредитель архитектурного бюро «Дом-А», член Союза дизайнеров России.
Мария, почему выбрали именно такую профессию?
Я думаю, мы не выбираем профессию, это она выбирает нас. Когда-то я поступила в художественную школу, причём посреди учебного года, по результатам специально созванной для меня экзаменационной комиссии. Потом решила, что пойду в МАРХИ… Мне легко давались и точные науки, и рисование. Где они совмещаются? Только здесь. И хотя преподаватели всегда считали, что я стану художником, всегда знала, что буду архитектором. Свободный художник – это не для меня. Творчество плюс жёсткая функция – это для меня. Здесь я чувствую себя комфортно.
Существуют ли так называемые «неудобные» вопросы, которые вы задаёте заказчикам, а они – вам?
«Неудобных» вопросов в коллаборации заказчик - исполнитель не должно быть. За время работы над объектом архитектор узнаёт о клиенте всё. Но надо понимать, что интересуемся мы не из праздного любопытства, мы обязаны «влезть» в его голову, увидеть мир его глазами. Если этого не сделать, объект просто не получится. Умение видеть мир чужими глазами – признак профессионализма.
А этому учат в МАРХИ?
Умение приходит с опытом. МАРХИ даёт великолепное образование, там учат творчеству, умению видеть пропорции, масштаб – это самое главное. Институт выпускает убеждённых перфекционистов, но навыки коммуникации приходят только вместе с реальной практикой. Нас создают клиенты. Умение понимать людей – это для нас самое главное. Архитектор-дизайнер, который не умеет слушать и слышать, никогда не добьётся успеха в сфере индивидуального строительства, каждый объект будет своего рода разочарованием.
Как избежать негатива?
Чем бизнес больше, тем больше и ежедневных проблем. Но с каждым годом я справляюсь с эмоциями всё легче и легче. То, что сейчас я воспринимаю как норму, двадцать лет назад меня бы просто убило. Со стрессом не нужно бороться, ведь от него не уйти. Вопросы надо решать и отпускать их. Даже получив негативный опыт, надо благодарить судьбу за урок. Он поможет избежать повторения ситуации в будущем. С каждым уроком человек находит нового себя, становится сильнее и невосприимчивее к негативу.
Вы занимаетесь предметным дизайном, откуда вдохновение?
Иногда, ты просто задумываешься, неужели никто, ни один мебельный бренд, не сделал объекта со встроенным сейфом? А спрос-то существует! Значит, нужно предложить клиенту что-то из собственных работ. Общаясь с людьми, я могу постоянно мониторить рынок. Я не творю в отрыве от реальности, вдохновение в большинстве случаев порождают потребности заказчиков. А иногда в голову просто приходит совершенно невероятная мысль. Я делаю зарисовки, складываю их в ящик… Если через две недели смотрю на них и понимаю, что это всё-таки здорово, имеет смысл проработать идею дальше.
Ваши первоначальные эскизы всегда рисованные, не компьютерная графика, это здорово! Как прокомментируете?
Для того чтобы сформировать целостный образ, всё нужно быстро нарисовать. Если тебе понравился рисунок от руки, значит, можно смело делать и 3D. Если же набросок не нравится, в 3D будет ещё хуже.
Как вы считаете, заполнять интерьер предметами из одной коллекции, правильно?
Нет, это грустно и скучно. Когда интерьер «живёт», он обрастает совершенно невероятными по своей разнородности вещами. И предметы из коллекции могут прекрасно уживаться с другими – подобного стиля, либо наоборот, контрастными.
То есть, универсальной коллекции не существует?
Стремиться к универсальности, всё равно, что стремиться к бесконечности. Результат недостижим, но ориентироваться на него, тем не менее, надо. Да, дизайнеры хотят проектировать вещи, которые нравятся всем. Так создаётся мода. Но и модное не всегда универсально, ведь не вы выбираете предметы, а они вас. Мебель по определению не может быть единой для всех, как бы хороша она ни была.
Ваши успехи, достижения?
Для меня достижения всегда были важны: выиграть олимпиаду, закончить одну школу, вторую, третью, институт с отличием, получить пять стипендий, войти в десятку лучших студентов России… Но с возрастом само понятие успеха становится менее конкретным, более философским: если тебе внутри комфортно, если находишься в гармонии с собой, значит, это и есть твоё самое главное достижение в жизни. Если утром встаёшь бодро и с улыбкой, значит, ты правильно живёшь, и у тебя всё хорошо. Я уже перешла тот рубеж, когда надо что-то доказывать, пора просто получать удовольствие от работы, от жизни. Я люблю свою работу. И мне удалось совместить её с личным счастьем, комфортной семейной жизнью, общением с детьми, с родителями, с мужем... Конечно, это стоило мне больших усилий, огромной внутренней работы, но результат меня радует.
А как вы объясняете своим детям, в чём заключается ваша работа?
У младшего сына было задание в школе – рассказать, чем занимается мама. Он ответил, что мама строит большие дома. Его версия нравится ему. Старший же решил стать архитектором. Я старалась переключить его внимание на другие занятия, но он сказал, что для себя всё давно решил. И я сдалась, он рисует, лучше, чем я. Детей не стоит душить родительской заботой, лучше позволить им идти своим путём.