О модных интерьерных тенденциях, творчестве, профессионализме и предпочтениях заказчиков рассказывает в интервью дизайнер Елена Руденко.
Елена, почему из разнообразия профессий вы выбрали дизайн интерьеров?
Когда я была маленькая, придумала игру: высыпала шахматы и шашки из коробок, (сами коробки у меня были комнатами), а из шашек делала столики и кресла. Шахматные фигурки, король, королева и их детишки-пешки жили в этих комнатах, утром вставали, «садились» в кресла, завтракали и т.д. Если дома я «играла в шахматы», то на улице – в море и город. Вокруг лужи-моря из камушков и листиков на побережье вырастали мои города. Могла так возиться часами.
Что же было дальше?
Ещё одним увлечением детства стало шитье. В возрасте 8-9 лет из лоскутков я уже делала куклам платья, моделировала разные фасоны. Мама поощряла мое увлечение, покупая все необходимое, и к 14-ти годам я уже шила не куклам, а себе. Брала самые сложные выкройки из журналов и подгоняла под размер, дополняя нужными деталями. Причем, старалась сделать вещь за один день, полностью погружаясь в работу, забывая о еде и отдыхе. На следующий день мне хотелось уже придумывать и начинать нечто новое. Я полагала, что стану модельером-конструктором и поступила на швейный факультет Текстильного института в Санкт-Петербурге. У нас его называли «Институт невест» по понятной причине – среди учащихся были только девушки! И вскоре я вышла замуж.
И всё-таки, не стали модельером?
В начале девяностых все давалось нелегко. В какой-то момент юношеские «воздушные замки» рухнули, и я перестала понимать, что вообще хочу делать в жизни. Ушла в институт торговли, потому что надо было просто зарабатывать деньги. Наша молодая семья жила то в одной, то в другой съёмной комнате, и всякий раз я переделывала интерьер под себя. Поэтому даже искала комнаты и квартиры похуже, те, которые требовали ремонта, чтобы хозяева без лишних слов соглашались на обновление. Помню, однажды на Петроградской стороне, мы сняли комнату с видом на Неву площадью 25 кв. м и высотой потолка 5 м, с великолепной лепниной. В этой коммуналке я даже организовала субботник, и жильцы участвовали в покраске потолков и стен общих помещений. Все были так увлечены процессом, особенно, я…
А когда мы переехали в Москву и приобрели собственное жилье, я решила, что буду сама делать ремонт с перепланировкой, но поняла, что не хватает знаний.
Продолжили обучение?
Да, я поступила в Академическую школу дизайна, очень сильную частную школу, куда на работу приглашали преподавателей МАРХИ. Так, на занятиях у Александра Петровича Тюрина мы из бумаги конструировали макеты интерьеров, макеты общественных зданий с межэтажными перекрытиями и лестницами. Он буквально погружал в профессию, заставляя прочувствовать пространство изнутри, всю эргономику, привязки, в том числе электрику и водоснабжение. Сейчас, когда есть 3D-принтеры, это кажется чрезмерным, но тогда, именно макетирование давало знания и навыки. А ещё Александр Петрович учил, если чего-то не знаешь, возьми литературу и прочитай, не стоит надеяться на других специалистов, которые придут и за тебя всё сделают. Ещё помню, он говорил, что один год обучения в Академической школе дизайна приравнивается к двум-трём годам обучения в МАРХИ. И действительно, курс был настолько интенсивным, что из шестнадцати поступивших до защиты диплома дошли четверо, в том числе, и я.
Значит, кроме дизайна, вы овладели и смежными профессиями?
Да, конечно! Если ты полностью отвечаешь за проект, ведешь авторский надзор, то должен разбираться во всём, вплоть до того, сколько, где и каких розеток поставить на кухне, или на какой высоте сделать вывод труб под раковиной. Любой прораб, когда чувствует, что ты разговариваешь с ним на его языке, начинает относиться к тебе иначе, с уважением.
И, наконец, вы стали руководителем?
Судьба. Не надо задумываться, что и как происходит. Что-то просто ведёт тебя по жизни. Все мои знания, полученные в Текстильном институте, в торговле, в Академической школе дизайна пригодились мне в федеральной сети салонов интерьерных решений «Старик Хоттабыч», помогли пройти непростой путь от рядового дизайнера до руководителя департамента. Невероятный опыт в плане становления, приобретения навыков руководства целого нового направления, руководства персоналом – всё бесценно и очень нужно сейчас в моей работе.
Опыт влияет на планы?
Теперь мне хочется заниматься глобальным, делать мир человека более красивым, менять его в лучшую сторону, чтобы человек стал счастливее. Утро, например, структурирует весь последующий день… Хочется, чтобы наш российский менталитет менялся под действием красоты.
Как рождается концепция каждого нового интерьера?
Может быть, это звучит банально, но архитектура – это, действительно, застывшая музыка. Когда я общаюсь с заказчиком, у меня в голове начинает звучать некая мелодия, помогающая создавать. Если же мелодия «не звучит», пытаюсь донести до клиента, что недостаточно обратиться к профессионалу, надо оказаться с ним на одной волне! Дизайнер – вторая кожа заказчика, а не личные амбиции. Между дизайнером и заказчиком должно быть абсолютное взаимопонимание. Каждый новый интерьер – поначалу чистый лист. А начинаться он может неожиданно, с любой детали. Если я вижу картинку будущего интерьера «как бы гадательно», словно в тумане, начинаю спрашивать, какие клиенту нравятся материалы, мебель. Вот, например, нравится такой стул. Всё! Появилась деталь! И туман постепенно рассеивается. Дальше важно не сходить с выбранного пути. Заказчик вдруг говорит: «А давайте попробуем иначе, а этот предмет сочетается с тем-то и с тем-то». В таких случаях я отвечаю, что новый предмет хорош, но нужен именно тот, что мы выбрали и согласовали, иначе гармония нарушится.
Кто ваши заказчики? Что для них важнее, мода, комфорт?
Всех моих заказчиков объединяет успех в бизнесе. А предпочтения зависят скорее от возраста и от порядкового номера ремонта в их жизни. Как правило, пятый – восьмой по счёту ремонт проходит значительно легче, заказчики не фокусируются на мелочах, готовы к любым авантюрам. Дорогие брендовые вещи они приобретают выборочно и умеют правильно расставлять акценты. Труднее всего с теми, кто делает свой первый ремонт: им хочется вникать во все технические подробности. Менее гибки те, кто свой первый ремонт делает в 35-45 лет.
Мне нравится работать с молодежью. Они сразу понимают концепцию, не сильно интересуются деталями стройки и двадцать раз не взвешивают, нужен им этот или другой карниз. Для молодых важнее не комфорт, а их собственная «крутость».
Мне также нравится создавать интерьеры для заказчиков зрелого возраста. Это часто не первый в их жизни ремонт, они чётко понимают, чего хотят. Главное, интерьер должен быть для них любимым домом, очагом, в который хочется возвращаться.
Как правило, такие заказчики предпочитают правильные вещи, а не жёсткую эклектику типа «пышное платье с кроссовками». Если классика, то уж классика. Разумеется, кристально чистые в смысле стиля интерьеры, бывают лишь в театре или кино, а в жизни – отголоски стилей.
Ваши, так называемые, иконы стиля?
Юлия Высоцкая. Мне импонирует её образ жизни: книги, проекты, передачи, съёмки в кино... Она всё успевает и всегда отлично выглядит. Глядя на неё, мне тоже хочется проводить мастер-классы. Накопился достаточный багаж знаний, которым я хочу и готова делиться. Ральф Лорен – потрясающий человек, талантливый во всём, как стилист, художник, как менеджер и как бизнесмен. Пытаюсь в своё творчество вписывать нотки его стиля. Нравится Альбина Назимова. Её интерьеры с одной стороны просты, с другой – продуманы, сложны, виртуозны.
Любимый стиль?
От Ральфа Лорена. Его интерьеры поражают сдержанностью и респектабельностью, они эклектичные, но в них чувствуется почерк. Интерьер своей новой квартиры точно буду делать в стилистике Ральфа Лорена. По крайней мере, его творчество станет отправной точкой, дальше добавлю что-то своё…
Что изменилось в интерьерах за последние годы? Как относитесь к модным тенденциям?
Собираюсь вернуться к своему ремонту в московской квартире, который сделала по окончании Академической школы дизайна. Когда пришло время её продавать, все потенциальные покупатели приходили в недоумение, как в стандартной квартире нашлось место для такой огромной ванной комнаты! Хотя, по нынешним меркам, она была не такая уж огромная, всего 9 кв. м. Сейчас заказчики предпочитают ванные комнаты и более солидных размеров, 12-16 кв. м. Только вдумайтесь в словосочетание «ванная комната». Это уже не простой санузел, как функциональное помещение, а полноценное пространство, где кроме ванны можно поставить кресло и расслабиться, побыть с самим собой наедине. Кстати, по размерам ванной комнаты, что указывает заказчик, уже можно составить представление о заказчике.
Другой тренд – свой мир в каждой комнате! Однако, в целом, дом или квартира выдерживается в единой стилистике. Поэтому все чаще у мужа и у жены имеются отдельные спальни, хотя многие супруги поначалу удивляются такому предложению. Могу привести конкретный пример. У мужа, в прошлом военного, спальня в зеленоватых тонах украшена охотничьими ружьями, шкурами, касками, и он там счастлив. А у жены, которая любит Прованс, спальня в рюшах и цветочных обоях, среди которых она чувствует себя просто волшебно. Никто никому не мешает. Что же касается модных тенденций, то трендовые, актуальные цвета и рисунки особенно ярко проявляются в новых текстильных коллекциях, что я всегда отслеживаю.
На чём не стоит экономить при создании нового интерьера?
На сантехнике, на черновом расходном материале, который прячется за отделкой, на кухонной мебели и всём том, что должно служить долго. А мобильные вещи типа кресел, светильников могут и не быть самыми-самыми дорогими. Тот же текстиль вы всегда можете легко заменить. У меня есть знакомые, которые обновляют текстиль по сезону, не тратясь на очень дорогие ткани.
Мой девиз - никогда не останавливаться на достигнутом, стремиться к новым вершинам.