ВSinaCenturionPalace в Венеции озвучены даты осеннего открытия московской ярмарки современного искусства Cosmoscow и представлены молодые российские художницы. В этом году пятый юбилейный выпуск ярмарки пройдет в Гостином дворе с 8 по 10 сентября. Об особенностях проекта этого года рассказывает Маргарита Пушкина, основатель и директор ярмарки Cosmoscow и куратор Антонио Джеуза.
Маргарита Пушкина:
Маргарита, вы рассказываете о Cosmoscow, единственной популярной и прогрессивной московской ярмарке, почему в Венеции, почему на биеннале современного искусства?
Всё очень просто. Венецианская биеннале – важнейшее международное событие в области современного искусства. Это место силы, место, где нужно быть. Сюда приезжают профессионалы, вся мировая арт-общественность. Именно поэтому мы и решили, что важно сделать презентацию современного российского искусства в Венеции, во время биеннале. Мы представляем наших героев, российских современных художников, вернее художниц, очень талантливых, которых мы беззаветно любим и поддерживаем: Таус Махачеву, Ирину Корину, Александру Паперно. Таус Махачева и Ирина Корина являются участницами основного проекта Венецианской биеннале. Галерея ShaltaiEditionsв лице Валерии Роднянской представляет здесь новый совместный проект с Александрой Паперно – серию литографий «Саспенс». Куратором проекта является Антонио Джеуза. Таким образом, мы рассказываем международным коллекционерам и журналистам ещё про одну русскую художницу, достойную внимания.
Маргарита, чем будет отличаться ярмарка в этом году?
У нас, например, будет некоммерческая программа, вдохновленная 100-летием Октябрьской революции. Будет, как всегда, представлен и художник года. На этот раз им станет молодой воронежский художник Иван Горшков. Он создаст масштабную инсталляцию специально для ярмарки. Помимо этого, у нас появляется новая секция – Collaborations, где российские галереи приглашают своих западных коллег, создавая совместный проект и тем самым помогая с погружением в российскую арт-среду.
Маргарита, а дизайн планируете показывать и продавать на ярмарке?
Дизайн, действительно входит в область моих интересов. Мы, безусловно, хотим постепенно развивать ярмарку в разных направлениях, стараясь улучшать наш отечественный рынок, а также стиль и вкусы коллекционеров.
У вас есть прекрасная личная коллекция современного искусства, в каком направлении она сейчас развивается?
Безусловно, в связи с тем, что мы в рамках ярмарки профессионально занимаемся поддержкой молодых российских художников, моя коллекция развивается в основном в этом направлении, пополняется за счёт их работ. Я сама давно патронирую молодых художников и мне нравится, что у ярмарки сформировался свой самобытный фокус на молодое российское искусство. Каждый год мы выбираем художника года и даем стенд и пространство для фантазии. Помимо этого, у нас есть патронская программа и приз молодым русским художникам. Очень много инициатив, направленных на помощь молодежи.
Антонио Джеуза:
Я являюсь куратором нового проекта Александры Паперно, который мы делаем совместно с Валерией Роднянской, создательницей ShaltaiEditions. Это серия литографий «Саспенс», которые будут еще и представлены на ярмарке Cosmoscow. Мы хорошо знаем Сашину живопись, но ни разу она не работала с литографией. Во время процесса, стало ясно, что не так просто это всё делается. Саша считает, что для печати на камне хорошо подходит её серия «Саспенс», эти камерные, холодные комнаты. Концептуально подходит, правильно подходит. Мы нашли в Москве литографскую мастерскую, месяц изучали технику, ремесло, затем приступили к работе. Было очень любопытно наблюдать за процессом. Мастера, которые работают в мастерской, традиционно подходят и к материалу, и к ремеслу, а Саша совершенно по-другому. Она пытается передать не только свет, тени, цвет, но и звуки, шумы. Её нечёткий цвет на литографиях мастера принимают за брак. Но это не брак, не сбой и не дефект, это приём! В начале, Суриковский институт и актуальное искусство оказались в конфликте. Но, в конце, нашили общий язык.